БУРЛЯЕВ, НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ
БУРЛЯЕВ, НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ (р. 1946), русский актер, кинорежиссер. Заслуженный артист РСФСР (1984). Лауреат премии Ленинского комсомола (1976). Родился 3 августа 1946 в Москве. Четырнадцатилетним школьником снялся в главной роли в дипломном фильме А.Михалкова-Кончаловского Мальчик и голубь (1961). В фильме Иваново детство (1962, реж. А.Тарковский) перед юным актером стояла сложная задача: он играл и счастливого, поэтичного мальчика из снов, и Ивана-разведчика, одержимого войной, отказавшегося от своей детской сути ради миссии мщения. В этой вполне профессиональной работе определилась актерская индивидуальность Бурляева: исступленная нервность, внутренняя конфликтность, «катастрофичность» существования в образе. В 1962–1964 Бурляев играл детские роли в Театре им. Моссовета – юного царя Птоломея (Царь и Клеопатра), пажа (Виндзорские проказницы) и др. В 1964–1968 учился в Театральном училище им. Б.В.Щукина, одновременно работая в Театре Ленинского комсомола. В фильме Андрей Рублев (1966, реж. Тарковский) сыграл Бориску, подростка, взявшего на себя создание гигантского колокола. Актеру выпала редкая возможность передать то экстремальное состояние души, что называется творчеством. Работа с Тарковским повлияла на личностное формирование Бурляева, утвердив его в мысли о мессианском назначении искусства.
Окончив училище и уйдя из театра, актер активно снимался в кино. В роли Бориса в фильме Мама вышла замуж (1970, реж. В.Мельников) он с глубокой психологической точностью передал мучительное взросление своего героя, конфликтующего с матерью, отчимом и всем окружающим миром. Его Алексей Иванович в картине Игрок (1970, реж. А.Баталов), конфликтный до эксцентричности, страстный, одаренный, растрачивающий себя на рулетке, выявил, сколь близок Бурляеву мир Достоевского. В небольшой, но яркой роли полицайчика из Проверки на дорогах (1972, реж. А.Герман) он передал саму суть предательства – животный страх смерти и беспредельность падения. В 1975 Бурляев окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М.Ромма и Л.Кулиджанова), защитив диплом новеллой Ванька-Каин в фильме Пошехонская старина (премия за удачную экранизацию на XXIII МКФ короткометражных фильмов, Оберхаузен, ФРГ, 1977), где также сыграл главную роль.
На рубеже 1970–1980-х годов в героях Бурляева появились новые черты – надежность, преданность, цельность (студент в картине Трын-трава (1976, реж. С.Никоненко), Кузаков в телефильме Отпуск в сентябре (1979, реж. В.Мельников). Роль Нетужилина в Военно-полевом романе (1983, реж. П.Тодоровский) сыграна Бурляевым с глубоким зрелым мастерством и той мерой интеллигентности, что позволила возвести ситуацию «любовного треугольника» в ранг высокой драмы. Как режиссер поставил фильмы Лермонтов (1986), где сыграл главную роль (фильм вызвал многочисленные критические отзывы в прессе) и Все впереди (1991, по одноименному роману В.Белова). Исполнил роль Иешуа Га-Ноцри в фильме Мастер и Маргарита (1993, реж. Ю.Кара). В 1991 Бурляев организовал ежегодный МКФ славянских и православных народов «Золотой витязь» и стал его бессменным президентом. В 1996 основал Международное объединение кинематографистов славянских и православных народов, был избран его председателем. В кино снимается редко. За роль коменданта общежития в фильме Какая чудная игра (1995, реж. Тодоровский) номинировался на премию «Ника». Получил премию Сербии «Буковская награда» – «за выдающиеся заслуги в области культуры» (1999).
Другие фильмы с его участием: Суд сумасшедших (1961); Без страха и упрека, Вступление, Мишка, Серега и я (все 1962); Строгая игра (1963); Метель (1964); Герой нашего времени (новелла Тамань) (1965); Мальчик и девочка (1966); Возвращение (1967); Служили два товарища (1968); Легенда (1970); Телеграмма (1971); Иван да Марья (1974); Всегда со мною (1976); Маленькие трагедии (тв), Несколько дней из жизни Обломова (оба 1979); Чужая жена и муж под кроватью (1984); Детство Бэмби (1985); Юность Бэмби (1986); Сувенир для прокурора (1989); Русская рулетка (1990); Паутина (1995).
Иванова В. Николай Бурляев. М., 1977
Марченко А. «Когда бы не было так грустно...» – Искусство кино, 1986, № 11
Шепотинник П. Тема. – Искусство кино, 1991, № 8
Бурляев Н. Золотой витязь. – Наш современник, 1993, № 6
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»