БРЫЛЬСКА, БАРБАРА
БРЫЛЬСКА, БАРБАРА (Brylska, Barbara) (р. 1941), польская киноактриса. Родилась 29 мая 1941 в г.Скопники. В 1962 поступила на актерское отделение Государственной Высшей школы театра и кино в Лодзи. В кино дебютировала эпизодической ролью в фильме Их будний день (Ich dzien powszedni, 1963). Звездным годом молодой актрисы стал 1966, когда она появилась сразу в трех фильмах, ставших событиями не только в Польше, но и за ее пределами. В исторической драме Е.Кавалеровича Фараон (Faraon), где Брыльска предстала в образе юной жрицы Камы, ей удалось органично объединить экзотическую красоту древней финикиянки и сексуальность женщины 1960-х годов. В фильмах Потом наступит тишина (Potom nastapi cisza) и Бумеранг (Bumerang) ее персонажами стали две Евы, типичные героини «драмы поляков»: подпольщица из националистической Армии Крайовой, влюбленная в бойца просоветского Войска Польского, – и современница актрисы, полюбившая парня из ФРГ, потомка оккупантов.
Сочетание внутреннего благородства и сексуальности позволяло актрисе углублять даже схематичные роли в восточноевропейских вестернах (След сокола – Spur des Falkon, 1968) и военно-приключенческих сериалах (Ставка больше, чем жизнь), не говоря уже об экранизациях классики (Пан Володыевский – Pan Wolodyiowski, 1969) и драмах на современную тему. В 1970-х годах в число последних вошли Польский альбом (Album polski, 1970), где Брыльска исполнила сразу две роли – журналистки Анны, заинтригованной документами военной эпохи и жившей в то время ее матери Марии, и Анатомия любви (Anatomia milosci, 1972), давшая в кино Восточной Европы один из лучших примеров сильной и независимой женской личности эпохи «сексуальной революции». Много снимаясь в соседних странах восточного блока, Брыльска не делала исключения и для России. В 1969 она появилась в советской военной эпопее Освобождение, в 1973 сыграла роль немки Мари Урбах в фильме А.Зархи Города и годы, а через некоторое время сравнялась по популярности с лучшими советскими актерами, представ в образе женственной, возвышенной и мягко-ироничной Нади в новогодней комедии Э.Рязанова Ирония судьбы, или с легким паром (1975). За последнюю роль Брыльска была удостоена Государственной премии СССР.
В конце 1970-х годов Брыльска вновь обратила на себя внимание острой, трагической ролью Терезы Хеннерт (Роман Терезы Хеннерт – Roman Teresy Hennert, 1978). Ее героиня, полька 1920-х годов, поставленная перед роковым выбором «семья или любовь», погибала от руки любимого мужчины. Следующее десятилетие не принесло актрисе серьезных творческих открытий. В 1990-х годах она стала появляться в характерных ролях второго плана (Сниму комнату – Wynajme pokoj, 1993; Ограбление поезда – за все надо платить, 1991), а на исходе века сыграла княгиню Епанчину в Даун Хау, российской модернизированной версии Идиота по Ф.М.Достоевскому, поставленной Р.Качановым.
Михалкович В. Барбара Брыльска. М., 1984
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»