БРАТЬЯ ВАСИЛЬЕВЫ
БРАТЬЯ ВАСИЛЬЕВЫ, общий псевдоним однофамильцев Георгия Николаевича (1899–1946) и Сергея Дмитриевича (1900–1959) Васильевых, русских режиссеров и сценаристов. Псевдоним возник после того, как их иронически породнил в одной из статей 1928 В.Б.Шкловский. Сами Васильевы впервые выступили под этим псевдонимом в 1932 (фильм Личное дело).
Подобно многим советским кинематографистам, учившимся на перемонтаже чужого материала, Васильевы стали профессионалами высочайшего класса: картина Турбина № 3 (1927) режиссера С.Тимошенко, которую хвалят за образцовый монтаж, была перемонтирована ими, когда был забракован первоначальный вариант. Прекрасно принят был и смонтированный Васильевыми из фрагментов хроники фильм Подвиг во льдах (1928), посвященный спасению итальянской экспедиции Нобиле советскими ледоколами.
Поистине триумфальным был успех картины Васильевых Чапаев (1934; Первая премия «Серебряный кубок» на МКФ в Москве, 1935; Гран-при и диплом на Международной выставке в Париже, 1937; Государственная премия СССР, 1941; Бронзовая медаль на МКФ в Венеции, 1946). Первоисточники – книга Д.Фурманова и сценарные разработки его жены А.Фурмановой – хотя и упоминались режиссерами и всеми, кто писал о фильме, в действительности мало что значили, и так же мало значил реальный герой Гражданской войны В.И.Чапаев. Васильевы создали новый художественный тип и сделали его центральным героем киноповествования, осуществленного всеми возможными средствами звукового кинематографа: точный монтаж, тонко построенные мизансцены, сложная психология персонажей, динамика рассказа, трагический финал, придавший фильму смысловую завершенность. Балаганная, почти лубочная атмосфера многих сцен (как рассуждения о том, где должен находиться командир, и выстраивание диспозиции на столе про помощи картофелин) уравновешена драматизмом других (эпизод психической атаки каппелевцев). Органичность образов Чапаева (Б.Бабочкин), Петьки (Л.Кмит), Анки (В.Мясникова) и даже Фурманова (Б.Блинов) позволила им впоследствии существовать самостоятельно, за пределами картины, сделавшись героями фольклора. Свойства материала и свойства времени счастливо совпали, однако на примере творчества братьев Васильевых можно увидеть неразрешимую проблему, перед которой оказался советский кинематограф тех лет. Поставленные перед невозможностью продолжать формальные поиски 1920-х годов, режиссеры вынуждены были идти по экстенсивному пути – расширять тематику, но этому мешало то, что сам кинематограф постоянно беднел – уменьшалось число режиссеров, которым давали постановки, уменьшалось количество самих фильмов.
Картина Волочаевские дни (1938), посвященная борьбе с японцами на Дальнем Востоке, за исключением нескольких ярких эксцентричных сцен (например, мытье в огромном котле полковника Усижимы, великолепно сыгранного Л.Свердлиным), в целом невыразительна. Бесцветен и созданный по косвенно сформулированному социальному заказу следующий фильм, судьба которого достаточно показательна: он задумывался в двух сериях, первая должна была называться Поход Ворошилова, вторая – Оборона Царицына, обе серии снимались одновременно. Первая серия, уже под названием Оборона Царицына, в 1942 вышла на экраны, получив Государственную премию СССР за 1941, вторая на экраны не вышла. Не стал открытием и фильм Фронт (1943) по пьесе А.Е.Корнейчука. Считается, что это последний фильм, сделанный братьями Васильевыми, но вернее сказать, что последним фильмом должна была стать лента Пиковая дама по повести А.С.Пушкина и опере П.И.Чайковского, у которой долгая и запутанная предыстория. Одноименный сценарий написан братьями Васильевыми вместе с режиссером П.Вейсбремом еще в 1933, и в том же году режиссер приступил к экранизации, но работа была прервана. В 1945 сценарий доработали сами братья Васильевы, однако смерть Г.Васильева помешала реализации замысла и на этот раз. Фильм по вновь переделанному сценарию поставлен режиссером Р.Тихомировым в 1960, когда Васильевых уже не было в живых.
После фильма Чапаев у Васильевых не было крупных творческих удач, поставленные одним С.Васильевым картины Герои Шипки (1955; приз за режиссуру на МКФ в Канне, 1955) и В дни Октября (1958) стали воплощением все того же экстенсивного направления в кинематографе. Присуждавшиеся с 1965 ежегодные Государственные премии РСФСР по киноискусству названы именем братьев Васильевых.
Евгений Перемышлев
Чапаев. Сб. статей. М., 1936
Шкловский В. Сергей Эйзенштейн и братья Васильевы. (Страницы из дневника). – Московская правда, 1963, 10 февраля
Писаревский Д.С. Братья Васильевы. М., 1981
Братья Васильевы. Собрание сочинений, т. 1–3. М., 1981–1983
Козинцев Г. О режиссерском сценарии «Освобождение Болгарии от турецкой неволи». – В кн.: Козинцев Г. Собрание сочинений, т. 2. Л., 1983
Шкловский В. Тише! Чапай думать будет! – В кн.: Шкловский В. За 60 лет. М., 1985
Васильев С. «…стимула по существу нет на фабрике». – Искусство кино, 1991, № 2
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»