БОЯДЖИЕВ, ГРИГОРИЙ НЕРСЕСОВИЧ
БОЯДЖИЕВ, ГРИГОРИЙ НЕРСЕСОВИЧ (1909–1974), русский театровед, театральный критик, педагог. Родился 1 (14) марта 1909 в Ростове-на-Дону. С 17 лет печатался в местных газетах, в 19 лет стал преподавать на рабочем отделении педагогического института. В 1930 окончил литературное отделение педагогического факультета Ростовского университета. В 1926, потрясенный игрой М.А.Чехова в Эрике XIV А.Стриндберга во время гастролей МХАТ-2 в Ростове-на-Дону, на всю жизнь стал «человеком театра». В эти годы Бояджиев участвует в работе Театра рабочей молодежи (ТРАМ), играет, ставит спектакли.
Когда Театр-студию п/у Ю.А.Завадского перевели из Москвы в Ростов-на-Дону (1937), первая же встреча с Бояджиевым произвела на столичного режиссера сильное впечатление: «...на обсуждение пьесы местного драматурга Ф.Готьяна Тигран пришел хрупкий, восторженный юноша с сияющими глазами – Бояджиев. Он произнес зажигательную речь в защиту Тиграна, поразил нас темпераментом, прекрасным чутьем театра и назавтра... стал завлитом нашего театра».
В 1938 Бояджиев учился в аспирантуре ГИТИСа в Москве, где начал читать курс по истории западноевропейского театра на кафедре А.К.Дживелегова, который привлек одаренного ученика в соавторы Истории западноевропейского театра от возникновения до 1789 года (1941). Во время войны Бояджиев работал завлитом (Заведующим литературной частью) в Центральном Театре Красной Армии, где главным режиссером был А.Д.Попов. Сразу после войны возглавил кафедру зарубежного театра в ГИТИСе, но, обвиненный в «антипатриотизме», был изгнан из института, стал «кабинетным» ученым. Впоследствии вернулся в ГИТИС, где работал до последних дней жизни.
Расцвет творческой деятельности Бояджиева пришелся на 1960-е годы. В это время выходят его книги Поэзия театра (1960), Театральный Париж сегодня (1960), Шесть рассказов об американском театре (в соавторстве с А.Аникстом, 1963). В 1965 Бояджиев подготовил полное собрание сочинений Мольера со своей вступительной статьей и примечаниями. Выходят его работы Вопрос о классицизме XVII века, От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров (1967), Итальянские тетради (1968). Вечно прекрасный театр Возрождения. Италия, Испания, Англия (1973), Душа театра (1974). Как критик Бояджиев блестяще писал и о русском театральном искусстве, его любимые герои – А.С.Грибоедов, Н.В.Гоголь, А.Н.Островский и др.
Бояджиев умел открывать «вечно прекрасное» в театральном искусстве разных времен и народов. В классическом наследии прошлого ученый видел те живые ценности, что всегда необходимы современному искусству.
Умер Бояджиев в Москве 13 мая 1974.
Завадский Ю. Память сердца. – Советская культура, 1974, 27 мая
Аникст А. Поэт театра. О творчестве Бояджиева. – Театр, 1974, № 12
Фельдман Я. Театральность и правда. – Театр, 1976, № 12
Рудницкий К. О молодом учителе. – Театральная жизнь, 1988, № 14
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»