БОРОДИН, АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
БОРОДИН, АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 1941), русский режисcер, педагог. Народный артист РСФСР (1987), лауреат Государственной премии РСФСР (1985). Родился 6 июня 1942. В 1968 окончил ГИТИС (курс Ю.А.Завадского). В 1973–1980 главный режиссер Кировского ТЮЗа. Постановки: Двадцать лет спустя М.Светлова, Письма к другу А.Лиханова и И.Шура, Жизнь Галилея Б.Брехта, Три толстяка Ю.Олеши, Обман Лиханова, Ревизор Н.Гоголя, Молодая гвардия по А.Фадееву и др.
С 1980 главный режиссер, с 1989 художественный руководитель Центрального Детского театра (ЦДТ, Москва; с 1992 – Российский Молодежный театр, РАМТ). «Перевес человеческого над социальным» всегда отличал Бородина. Зрителю ЦДТ были «нужны на сцене люди, прежде всего – люди как люди, не как знаки чего-то, ходячие тенденции и идеи». В 1983 совместно с А.А.Некрасовой режиссер выпустил спектакль Отверженные по В.Гюго (Государственная премия РСФСР) – «длинный эпический спектакль с огромными массивами текста шел два вечера подряд. Зрителей погружали в стихию размышлений о добре и зле, долге и совести, в сложное переплетение судеб… Насыщенная простота, отказ от лишних подробностей, разреженный воздух спектакля не давали ему стать будничным, бытовым и сообщали некоторое отстояние от прошлого, вкус современности, знак текущего дня».
В середине 1980-х годов на первый план вышла публицистика: Ловушка № 46. Рост второй Ю.Щекочихина, Крестики-нолики А.Червинского, Между небом и землей… Щекочихина.
Поставленный в 1992 Король Лир У.Шекспира вызвал противоречивые отклики: бродячая труппа из разных стран и времен играла Комедию о Лире. «Театр в театре, площадное действо, где Лир был «одним из…», без признаков старца, короля, патриарха. Где контуры личностей вообще проступали условно, не нарушая принцип гигантской массовки». Береника Ж.Расина (1993) – «трагедия любви и долга, разыгранная актерским трио на мраморных лестницах, при свечах, при помощи только собственных средств – голоса, пластики, темперамента – смотрелась и слушалась как легенда. Миг «чистого искусства», драма вечных страстей – не отзвук дня, но альтернатива ему, вызов жестокой и прозаичной жизни».
Большие надежды по Ч.Диккенсу (1995) «не повторяли Отверженных, хотя были родственны им – атмосферой человечности и терпимости, и вниманием к каждому, мелькнувшему на сцене лицу, и безбоязненным отношением к мелодраме. Но это уже был иной автор, иной стиль, иное театральное время».
Другие постановки Бородина: Прости меня В.Астафьева, Антон и другие… А.Казанцева, Малыш по братьям Стругацким, Алеша по Балладе о солдате Г.Чухрая и В.Ежова, Сон с продолжением С.Михалкова (совм. сМ. Кисляровым), Баня В.Маяковского, Наш городок Т.Уайлдера, Марсианские хроники по Р.Брэдбери, Лорензаччо А.Мюссе.
В Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко выпустил оперу Отелло Дж.Верди (1996). Поставил Отцы и дети по И.Тургеневу (1998) в Городском театре Рейкьявика.
В 1971–1973 и с начала 1980-х годов преподает в ГИТИСе (с 1991 – РАТИ); профессор (с 1997). Среди работ Дневник Анны Франк Ф.Гудрича, Преступление и наказание по Ф.Достоевскому.
Шах-Азизова Т. Лицо без маски. – Экран и сцена, 1998, № 44
Каминская Н. Про день Бородина. – Культура, 2001, 14–20 июня, № 22
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»