БЫСТРИЦКАЯ, ЭЛИНА АВРААМОВНА
БЫСТРИЦКАЯ, ЭЛИНА АВРААМОВНА (р.1928), актриса, народная артистка СССР (1978).
Родилась 4 апреля 1928 в Киеве в семье военного врача. Окончила Киевский институт театрального искусства. До 1958 работала в Вильнюсском Русском драматическом театре. Лучшие роли того времени – Таня, Ольга из пьес А.Арбузова Таня, Годы странствий, Варя (Порт Артур А.Н.Степанова и И.Ф.Попова). Но всенародную известность получила благодаря кино. Обладая прекрасной внешностью она создает на экране образы романтического звучания и внутренней красоты, полные жизнеутверждающей силы и духовной красоты (Елизавета Максимовна из фильма Неоконченная повесть (1955), Аксинья (Тихий дон М.Шолохова, 1958) – первые в этом ряду. Аксинья в ее исполнении была названа лучшей кинематографической ролью года.
В 1958 поступает на сцену московского Малого театра. Выбор театра диктовался глубоким уважением актрисы к его традициям, школе высокого мастерства. Первой ее ролью стала роль английской аристократки леди Уиндермиер (1959), затем в 1965 в том же спектакле она сыграла роль Эрлин, матери юной леди. Ее героиням вне зависимости от их социального происхождения и моральных качеств были присущи незаурядность натуры и волевые устремления. Никогда актриса не создавала характеры слабых, безликих, дегероизированных персонажей. Им была свойственна, как правило, борьба за жизнь, за свое место в ней, свою личность. Важной в ее судьбе стала роль баронессы Штраль из лермонтовского Маскарада, в которой ей предстояло овладеть искусством произнесения стиха, не впадая в декламацию. Через несколько лет она получила звание мастера художественного слова. Основой ее репертуара была классика, прежде всего русская. Это роли Юлии Филипповны (Дачники М.Горького), Сарры (Иванов А.П.Чехова), Глафиры, Лидии, Кручининой в пьесах А.Н.Островского Волки и овцы, Бешеные деньги, Без вины виноватые, Москалева (Дядюшкин сон по Ф.М.Достоевскому), Хлестовой (Горе от ума А.С.Грибоедова). В каждой из этих ролей она утверждала свой тип личности. Так, в роли Сарры она уходила от темы смертельной болезни героини, подчеркивая ее духовную силу, исходящую от любви к Иванову. И лишь услышав от него слова ненависти, ее Сарра оказывается морально сломленной и убитой. Не болезнь убивает Сарру, доказывает Быстрицкая, а измена мужа. Значительно позже в таком же примерно ключе она трактовала свое понимание характера Мэри в пьесе Ю.О'Нила Долгий день уходит в ночь. В отличие от авторского взгляда на героиню, как на законченную наркоманку, Быстрицкая предложила свою версию поведения Мэри. Она играла ее выздоровевшей, огромным усилием воли вырвавшейся из наркотической зависимости. И вновь она возвращается к наркотикам из-за обиды, что ее подвига родные не оценили.
Таланту Быстрицкой не чужд и жанр комедии. В 1966 блистательно была сыграна роль Глафиры в комедии А.Н.Островского Волки и овцы, как нельзя лучше отвечающая данным актрисы. Ее Глафира – боец по жизни, настоящий «волк» исключительного обаяния и волевых качеств. Ее свойство увеличивать масштаб создаваемого образа проявляется практически во всех созданных ею женских судьбах. Так, играя в спектакле Любовь Яровая К.Тренева «отрицательную» Панову, ненавидящую большевиков и уезжающую за границу с белогвардейцами, она раскрывала душевную драму героини, обычно изображаемой на сцене лишь красивой пустышкой в дорогих нарядах. Кстати, умение носить дорогие эффектные туалеты, управляться со сложными театральными костюмами – неотъемлемое свойство Быстрицкой, как и ее отточенная пластика, культура слова и жеста, умение мастерски сыграть эпизод (например, роль Хлестовой из Горе от ума). Ей подвластны манеры любой эпохи, любой социальной среды. Среди наиболее крупных ролей, сыгранных в разные годы: герцогиня Мальборо (Стакан воды Э.Скриба), Паулина-Клотильда Клаузен (Перед заходом солнца Г.Гауптмана), Касатка (Касатка А.К.Толстого) Пелагея (Фома Гордеев М.Горького, Мария (Выбор Ю.Бондарева).
Фильмография: В мирные дни (1950), «Богатырь» идет в Марто (1954), Неоконченная повесть (1955), Тихий Дон (1958), Добровольцы (1958), Русский сувенир(1960), Все остается людям (1963), Неугасимое пламя (1964), Николай Бауман (1968), Теплые ветры древних булгар (1997).
Екатерина Юдина
Малый театр. 1824–1974. М., 1983
Марутян М. Элина Быстрицкая. Рассказы о судьбе актрисы. М., 1998
Ответь на вопросы викторины «Наше кино»