ВАЮ
ВАЮ (санскр. – «Ветер», «Воздух»), в индийском пантеоне основное божество ветра как мировой стихии, включенное в число восьми хранителей мира (локапалы), и ответственное за северо-запад. Судя по параллелям с одноименным иранским и рядом других персонификаций ветра, образ Ваю восходит к индоевропейской мифологии.
Хотя божеству посвящен полностью лишь один гимн Ригведы, значение его уже в ведийской мифологии очень велико. Ваю как персонификация бурного воздушного натиска – союзник Индры в его борьбе с враждебными силами, он является в мир вместе с ним утром на колеснице, запряженной множеством коней (от 99 до 1000) и заполняет все воздушное пространство. Ваю – один из самых щедрых по отношению к жертвователям дэвов, наделяет их богатством и дает прибежище от врагов. Он считается отцом могущественной группы Марутов – 21 бога бурь (составляющих свиту Рудры – будущего Шивы) и тесно связан с Сомой (по-видимому, как очищающее начало, значимое в культе этого сакрального растения и напитка). Ваю рассматривается как жизненное дыхание-прана, возникающее в результате космического жертвоприношения Прачеловека Пуруши. С Ваю тесно связано другое божество ветра Вата.
Эта персонификация Ваю, наряду с уменьшением его значения, развивается в индуистской мифологии. Божество ветра втягивается в типичные для обитателей индийского Олимпа приключения. Например, по Рамаяне, он влюбляется в дочерей Кушанабхи и, будучи отвергнутым, проклинает их. Согласно Махабхарате, Ваю оказывается отцом одного из пяти братьев-героев Пандавов – могучего и неукротимого Бхимы. Частично продолжаются его вассальные отношения с Индрой, который посылает его, вместе с Камой, на помощь апсаре Менаке в сюжете соперничества двух риши, Васиштхи и Вишвамитры. Ездовым животным (вахана) Ваю считается, согласно пуранической мифологии, олень.
Невелева С.Л. Мифология древнеиндийского эпоса. М., 1975
Топоров В.Н. Ваю. – В кн.: Мифы народов мира. Энциклопедия, т. 1. М., 1991
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»