ШИЛА
ШИЛА (пали , санскр. – «поведение», «нравственность»), буддийский термин, обозначающий нравственное поведение, мораль в целом. В палийских текстах: 1) нравственный тренинг адепта, 2) нравственное воление, 3) совокупность нравственных предписаний для мирян и монахов. Начальная задача буддиста связана с осуществлением действий, соответствующих нравственному сознанию, культивированием в себе нравственного сознания и, наконец, с искоренением самих «корней» безнравственного поведения – в виде вожделения, ненависти и заблуждений и укоренением в себе противоположных установок. Правильное нравственное усилие предполагает внимательное хранение трех «дверей» – ума, тела и речи.
Нравственные предписания систематизируются в виде прогрессии обетов и самоограничений. Начальная нравственная практика соответствует панча-силе: воздержанию от убийства (ахимса), от нечестности, от сексуальной невоздержанности, от лжи и от спиртных напитков. Для желающих продвинуться дальше добавляются еще три ступеньки – воздержание от неурочного питания, от развлечений и украшений. На следующей стадии рекомендуется воздерживаться еще от высоких лож (признак богатства и предмет роскоши) и от принятия в дар серебра и золота. Монахам предлагаются 311 правил по «уставному» тексту Виная-питаки Патимокха (жизнь монахинь регулируется 272 правилами). Кроме этого в систему нравственного тренинга включаются дополнительные обеты. Совершать «похвальные деяния» – значит бывать только в обществе «достойных», говорить благожелательно и учтиво, служить родителям, развивать в себе воздержание. Другой обет включает благодеяния, объекты которых символизируются странами света (главными и промежуточными): подразумеваются благодеяния родителям, учителям, сыновьям, жене, друзьям, родственникам, рабам и работникам, почтенным учителям. Еще один обет – контролировать пять органов чувств и ум и довольствоваться тем, что есть. Обет, связанный с образом жизни – воздержание от неправедных способов зарабатывать на жизнь и от нечестности. Добродетели, «поддерживающие» нравственность, – вера, внимание, твердость, необходимая по причине постоянного натиска аффектов и силы желаний, а также чувство чести и стыда.
В буддизме махаяны различаются две основных разновидности нравственности: добродетель воздержания (нивритти-шила) и положительная добродетель (правритти-шила). В Бодхисаттвабхуми ставится вопрос о природе шилы и дается ответ, что она заключается в ненарушении правил и содержит четыре момента: 1) стыдливость, 2) чистота намерений и скромность, 3) исправление себя после нарушения правил, 4) постоянное держание в уме закона, дхармы. У махаянистов различаются также три вида нравственности: 1) мораль «всеобщая»: соблюдение правил для мирян и монахов; 2) накопление заслуги для себя – преданность учению, упорство в медитации и т.д., а также действия, предполагающие обращение других – общение с ними в благополучии и бедах, наставление, утешение; 3) мораль «трудная»: когда кто-то оставляет даже высший социальный статус, чтобы принять обеты бодхисаттвы и культивирует постоянное внимание к себе; 4) мораль «совершенных»: не только совершение добродетельных поступков, но и побуждение к ним других, проповедь добродетели, симпатия к единомышленникам, «самовосстановление» после проступков. После щедрости (дана) шила – второе совершенство (парамита) вставшего на путь бодхисаттвы. Как и в буддизме хинаяны, в махаяне нравственность и мудрость рассматриваются как два столпа учения, тесно взаимосвязанные и друг друга «очишающие».
Ответь на вопросы викторины «Философия»