СЕДЕРБЛЮМ, НАТАН ОЛОФ ЛАРЕ
СЁДЕРБЛЮМ, НАТАН ОЛОФ ЛАРЕ (Söderblom, Nathan Olof Lars) (1866–1931) – шведский архиепископ, руководитель экуменистического движения христианских церквей. Лауреат Нобелевской премии мира 1930 за заслуги в достижении мира путем религиозного объединения.
Родился 18 января 1866 в Трене – шведской провинции Хельсингланд – в глубоко набожной семье пастора. С детства решил стать священником. Поступил в Упсальский университет. Пользовался авторитетом не только благодаря своими интеллектуальными способностями, но также личному шарму, энергии и ораторским способностям. В 1886 получил степень бакалавра со знанием греческого, иврита, арабского и латинского языков. Это позволило получить стипендию на дальнейшие изыскания в области теологии и истории религии в Теологической школе Упсальского университета, где проработал следующие 6 лет. Был редактором студенческого миссионерского журнала.
Поворотным моментом в его жизни стало посещение лекции одного заезжего священника на христианской студенческой конференции в 1890. Под влиянием услышанного он записал пророческие слова в своем дневнике: «Боже, дай мне смирение и мудрость для служения великому делу единства Твоей церкви». Укрепление единства церквей и преодоление сектантских разногласий он выбрал целью своей жизни.
В 1893 получил сан пастора и приступил к работе в качестве капеллана психиатрической больницы в Упсале. Это улучшило его материальное положение и позволило жениться на студентке Упсальского университета Анне Форселл. Затем получил назначение пастором шведской церкви в Париже, где проповедовал с 1894 по 1901. В числе его прихожан были Альфред Нобель, Август Стриндберг и многие другие известные шведские писатели, бизнесмены, дипломаты, художники.
Летний период проводил в г.Кале, где занимался самообразованием и служил капелланом для шведских моряков. Одновременно вел диссертационное исследование в области теологии, истории религии и древних языков. В результате стал первым иностранцем, получившим степень доктора теологии на протестантском факультете Сорбонны в 1901.
Опыт работы и учебы во Франции усилил изначальное стремление Сёдерблюма достичь «свободного союза» всех христианских церквей. В 1901 вернулся в Швецию и возглавил кафедру теологии в Упсальском университете (до 1914). Эпизодически в 1912–1914 выезжал читать историю религии в Лейпцигский университет.
В эти годы написал серию книг по истории, психологии и философии религии. Вместе с группой единомышленников – коллег и студентов Упсальского университета – он возродил теологическую науку в Швеции. Благодаря Сёдерблюму получило развитие сравнительное религиоведение, история нехристианских верований была включена в дисциплину «Христианство» и стимулировалось активное изучение жизни и учения Мартина Лютера.
Избрание Сёдерблюма архиепископом Упсалы, а затем главой шведской церкви, было неожиданностью. По обычаю король выбирал первого из списка кандидатов, предоставляемых 16 коллегиями выборщиков. На первом и втором месте в списке оказались выдающиеся архиепископы, которые вместе набирали 82% голосов практически поровну. Сёдерблюм – популярный священник и профессор – был лишь на третьем месте с 18% голосов. И тем не менее, выбор пал на него. Впервые с 1670 церковная традиция была нарушена.
Последующие 17 лет он посвятил руководству церковью, привлечению средств на восстановление старых и строительство новых церквей, на проведение конференций, консультирование руководства Упсальского университета в качестве его неофициального руководителя. Одновременно он не прекращал собственных изысканий и публикаций научных трудов.
За пределами Швеции он больше известен как архитектор экуменистического движения 20 в. Еще в 1909 начал процесс сближения Шведской и Англиканской церквей. В 1920 епископ англиканской церкви принял участие в церемонии посвящения двух шведских епископов. В своей деятельности Сёдерблюму пришлось столкнуться с консерватизмом французских, немецких и американских церковных кругов, изоляционизмом восточного христианства и откровенной оппозицией со стороны Римской католической церкви.
Благодаря его личному шарму, церковному престижу и университетской известности, ему удалось провести в 1925 Всеобщую христианскую конференцию в Стокгольме, на которой встретились представители Англиканской, Протестантской и Ортодоксальной христианских церквей. Среди участников были представители Русской православной церкви. Ватикан проигнорировал это мероприятие. Участники конференции обсуждали проблемы примирения различных теологических взглядов и возможности социальной деятельности для достижения всеобщего мира. Делегаты избрали постоянный комитет для организации будущих заседаний. Конференция стала прологом к образованию в 1948 Всемирного совета церквей.
Сёдерблюм с гордостью принял избрание его членом Шведской академии наук в 1921 и присуждение Нобелевской премии мира в 1930. В 1931 он приступил к чтению курса лекций в рамках Гиффордовских чтений в Эдинбурге, но успел прочесть только первый цикл.
Умер в Упсале 12 июля 1931 от сердечного приступа.
Труды: Söderblom, Nathan, Christian Fellowship: The United Life and Work of Christendom. New York, Revell, 1923; The Church and Peace. Oxford, Clarendon Press, 1929; Söderblom, Nathan, The Living God: Basal Forms of Personal Religion. The Gifford Lectures. London, Oxford University Press, 1933.
Михаил Липкин
Sundkler, Bengt G.M. Nathan Söderblom: His Life and Work. London, Lutterworth, 1968
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»