САЯНА
САЯНА (санскр. ), индийский экзегет и ритуаловед, составивший наиболее авторитетный и полный комментарий к Ригведе, а также к Яджурведе, Самаведе и Панчавинша-брахману. Саяна родился и работал в Южной Индии в 14 в. и основательно изучил экзегезу «ортодоксальной» школы миманса. Одно время Саяну отождествляли с его современником философом-ведантистом Мадхавой Видьяраньей. Как толкователь РигведыСАЯНА (санскр.
САЯНА (санскр. ), индийский экзегет и ритуаловед, составивший наиболее авторитетный и полный комментарий к Ригведе, а также к Яджурведе, Самаведе и Панчавинша-брахману. Саяна родился и работал в Южной Индии в 14 в. и основательно изучил экзегезу «ортодоксальной» школы миманса. Одно время Саяну отождествляли с его современником философом-ведантистом Мадхавой Видьяраньей. Как толкователь РигведыСАЯНА (санскр. ), индийский экзегет и ритуаловед, составивший наиболее авторитетный и полный комментарий к Ригведе, а также к Яджурведе, Самаведе и Панчавинша-брахману.
Саяна родился и работал в Южной Индии в 14 в. и основательно изучил экзегезу «ортодоксальной» школы миманса. Одно время Саяну отождествляли с его современником философом-ведантистом Мадхавой Видьяраньей. Как толкователь Ригведы Саяна опирался на длительную традицию, восходящую к составителям редакции падапатха, в котором «сплошной» текст Ригведы был разделен на отдельные слова, и к предшественникам древнего экзегета Яски (5 в. до н.э.). Более близкими предшественниками Саяны были Скандасвамин (6–7 вв.), от которого до нас дошли отрывки комментария к Ригведе, а также Мадхава-неведантист (10 в.), составивший полное истолкование.
В комментарии к Ригведе Саяна объясняет вызывающие сомнение слова, их этимологию (чем всегда увлекались индийские экзегеты), грамматические конструкции и синтаксис, выявляет протагонистов ведийских гимнов и их адресатов (что порой оказывается весьма затруднительным). Опираясь на изучение ритуаловедческих трактовок Брахман, Саяна реконструировал те обряды, знание которых предполагает понимание текста, а также мифы, на которые в Ригведе содержатся лишь намеки и которые восстанавливаются через привлечение более поздней брахманической нарративной традиции (итихасы). Разумеется, эти «вчитывания» более поздних обрядов и мифов в материал древнейшего памятника индийской культуры нередко модернизировали его содержание.
Иногда Саяна прямо приписывал певцам-риши индоариев концепции классического индуизма. Например, истолковывая предпоследний гимн Ригведы, где идет речь о том, что «миросозидатель (дхатри) создал в последовательности (ятхапурвам) солнце, луну, день, землю, пространство, свет», Саяна трактует «в последовательности» в значении «как прежде», т.е. в предшествовавшие безначальные космические циклы (что предполагает уже вполне устоявшуюся доктрину кармы и классическую индуистскую космогонию).
Ригведа. Избранные гимны. М., 1972
Ответь на вопросы викторины «Философия»