САРАСВАТИ
САРАСВАТИ (санскр. – «Богатая водой», «Изящная»), популярный и сложный по своему происхождению образ индуистской мифологии, основу которого составляло обозначение в прошлом полноводной, но впоследствии обмелевшей реки Северо-Западной Индии (есть мнение, что Сарасвати – перенесение на индийскую почву иранского гидронима Харахвайти), или, по другому предположению, сакральное название Инда. Хотя в Ригведе Сарасвати посвящено всего три самостоятельных гимна, она возглавляет группу наиболее почитаемых рек (она называется «Семичленной» – у нее семь «сестер»), величием своего потока превосходящая все прочие и заполняющая даже воздушное и все прочие пространства. Сарасвати приписываются очистительные и врачебные функции (лечит самого Индру), и в то же время она выступает в качестве карательницы богов. Как и другим богиням, ей приписывается муж – Сарасват.
К Ригведе восходят те характеристики Сарасвати, которые становятся доминирующими в послеведийский период и определяют ее культ в современной Индии. Прежде всего, это связь с поэзией, ее значение как богини священной речи. В Брахманах она прямо отождествляется с Речью-Вач (Шатапатха-брахмана и т.д.). В классическом и современном индуизме Сарасвати – супруга Брахмы (по некоторым версиям, его дочь), почитаемая как изобретательница алфавита деванагари и самого языка санскрит, покровительница наук, искусств и, соответственно, тех, кто ими занимается (согласно одной из пуранических легенд, она поднесла перо для письма и чернила сыну Шивы). Часто Сарасвати ассоциируется (иногда сливается) даже с супругой Вишну – Лакшми. Другие ее имена, связанные с «супружеством» и основными «культуртрегерскими» функциями, – Брахми (омонимично названию известного индийского алфавита), а также Бхарати, Шарада, Вагишвари, Путкари. Сарасвати часто изображается в индуистском искусстве, чаще всего со светильником или лютней в руке. Сарасвати посвящены несколько крупных праздников, один из которых – наваратри – «девять ночей», три последних из которых посвящены ей (первые шесть Лакшми и Дурге).
Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма. М., 1969
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»