ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ
ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ (лат. absolutio от absolvo, «разрешать», «отпускать»), термин, употребляемый Римско-католической церковью в трояком смысле. 1) В литургическом смысле – часть погребальной службы, следующей в римском обряде за реквиемом, мессой по умершим. 2) В каноническом смысле – акт освобождения данного лица от наложенного на него церковного наказания (например, отлучения от церкви). 3) Как и в других церквах, признающих таинство покаяния, – основная и завершающая фаза этого таинства. В этом случае священник, действуя именем Христа и властью, полученной им от Бога, прощает совершенные после крещения грехи тем, кто принес покаяние надлежащим образом. В 5 в. в Риме общее отпущение грехов даровалось епископом во время торжественного богослужения в Страстной четверг. В случае настоятельной необходимости священник может давать отпущение грехов в любое время. В настоящее время отпущение грехов дается индивидуально, хотя в экстренных ситуациях отпущение может получить сразу целая группа людей, при этом впоследствии они должны подробно исповедать свои грехи.
Первым, кто оспорил власть церкви отпускать грехи, был Тертуллиан (после того, как стал монтанистом, ок. 207). Одним из последствий спора по этому вопросу явилась выработка утвердившегося как в Католической, так и в Православной церквах учения о том, что священник, давая грешнику отпущение грехов, примиряет его не только с церковью, но и с Богом. Православные и католические богословы обосновывали это учение ссылкой на то, что Христос возложил на своих апостолов продолжение своей миссии, состоявшей в даровании прощения грехов: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас... Кому простите грехи, тому простятся; кому оставите, на том останутся» (Ин 20:21-23). Протестанты в большинстве своем подчеркивают уникальный характер посредничества Христа и отрицают, что священнослужители обладают властью быть посредниками между Богом и человеком. Англиканская церковь видит в отпущении лишь один из способов получения прощения грехов, считая этот способ желательным, но не обязательным.
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»