НЬЮМЕН, ДЖОН ГЕНРИ
НЬЮМЕН, ДЖОН ГЕНРИ (Newman, John Henry) (1801–1890), английский кардинал, один из выдающихся религиозных мыслителей и литераторов 19 в. Родился 21 февраля 1801 в Лондоне в семье банкира. Его мать, происходившая из гугенотской семьи, привила ему любовь к Библии. В 1808 его отправили в школу доктора Николаса в Илинге; в школе воспитывалось 250 мальчиков. Ньюмен блестяще учился и в 15 лет считался лучшим учеником школы. У него еще «не сформировались религиозные убеждения», его привлекали независимость и скептицизм. От этих умонастроений его излечил один из учителей, У.Майерс, снабжавший его евангелической литературой; благодаря этим книгам в конце 1816 он пережил, по его словам, «великую перемену в мыслях». От своих учителей Ньюмен унаследовал также некоторые элементы кальвинизма, уверовав, что сам он предопределен ко спасению, однако через несколько лет он расстался с этой мыслью.
В 1817 Ньюмен поступил в Тринити-колледж Оксфордского университета, где удостоился стипендии. Хотя по окончании колледжа он получил степень бакалавра без отличия, ему представилась возможность отличиться, когда он выставил свою кандидатуру на место преподавателя Ориэл-колледжа и в апреле 1822 получил эту должность.
Его евангелические взгляды претерпели изменение под влиянием коллег-преподавателей. Особую заботу о нем проявлял Р.Уэйтли, позднее ставший протестантским архиепископом Дублина. Взгляды Ньюмена изменились также и благодаря опыту пастырской работы викарием в Оксфорде, ведь в 1824 Ньюмен стал священником Англиканской церкви. Многое узнав в Ориэл-колледже от сторонников либерального направления в церкви, он ощущал все большую склонность к т.н. Высокой церкви (High Church), сблизившись с ее представителями – Джоном Кеблом и Ричардом Фрудом.
В 1828 Ньюмен был назначен викарием университетской церкви св. Девы Марии в Оксфорде и начал систематически изучать труды ранних отцов церкви, что завершилось в его работе Арианство четвертого века (The Arians of the Fourth Century, 1833). Вскоре его влияние распространилось за пределы Оксфорда, когда были опубликованы восемь томов Приходских и простых проповедей (Parochial and Plain Sermons, 1834–1843).
Зимой 1832–1833 Ньюмен вместе с Р.Фрудом и его отцом отправился в путешествие по странам Средиземноморья. На Сицилии, куда он отправился один, он серьезно заболел и почувствовал, что ему «предстоит исполнить некий труд», а на пути домой сочинил гимн Веди, благостный свет (Lead, Kindly Light). Прибыв в Англию, он успел услышать проповедь Кебла о «национальном отступничестве», которая обозначила начало оксфордского движения, протеста против стремления государства реформировать Англиканскую церковь и контролировать ее деятельность. В сентябре 1833 Ньюмен приступил к изданию Трактатов для нашего времени, 24 из которых он написал сам; эти трактаты дали оксфордскому движению второе название – трактарианское движение. В течение последующих семи лет он был духовным лидером исключительно успешной кампании: организовывал встречи, писал, беседовал с людьми. К нему присоединились Э.Пьюзи и многие другие деятели, объединенные стремлением «католицизировать» Церковь Англии, что вскоре породило оппозиционное движение со стороны протестантов, утверждавших, что трактарианство ведет прямиком в Рим. Ньюмен счел эти обвинения абсурдными и в Лекциях о пророческом служении (Lectures on the Prophetical Office, 1837) развил теорию via media («промежуточного пути»), согласно которой Англиканская церковь занимает промежуточное положение между порочными крайностями протестантизма и католицизма. Его Лекции об оправдании (Lectures on Justification, 1838) – образец классического трактата о благодати.
Смерть Фруда (1836) была тяжелым ударом для Ньюмена. В Остатках (Remains) Фруда, опубликованных Ньюменом и Кеблом в 1838, он продемонстрировал свое стремление к католическому идеалу святости. В последующие годы Ньюмен обнаружил, что многих из его молодых последователей логика их верований увлекает в направлении Рима. Тогда в 1841 он написал Трактат 90, доказывавший, что 39 статей англиканского вероисповедания не противоречат практически католическому учению. В 1842 он удалился в Литлмор (близ Оксфорда), где 25 сентября 1843 произнес свою последнюю проповедь как англиканин, названную Прощание с друзьями (The Parting of Friends), а через неделю ушел в отставку. В Литлморе он жил как мирянин и вел полумонашескую жизнь в узком кругу друзей. В работе Развитие христианского учение (The Development of Christian Church) он утверждал, что Католическая церковь росла подобно живому организму, в соответствии с определенным планом. 9 октября 1845 Ньюмен стал членом того, что он называл «единой церковью Искупителя».
Через несколько месяцев Ньюмен покинул Литлмор, осенью 1846 прибыл в Рим, где поступил студентом в Коллегию ватиканской Конгрегации пропаганды веры. Он уже давно восхищался св. Филиппо Нери (1515–1595), основателем Конгрегации оратории, исполненным радости, ощущавшим нужды времени, не терпевшим фальши, и теперь решил организовать Конгрегацию оратории в Англии. В Оратории, члены которой не приносили монашеских обетов, он мог окружить себя друзьями и открыто высказывать свои мысли. 30 мая 1847 Ньюмен стал католическим священником, и после периода послушания в Риме основал 1 февраля 1848 английскую Ораторию в Меривейле (близ Бирмингема), куда переехал на следующий год. Несколько месяцев спустя он основал ораторианскую общину в Лондоне, однако из Бирмингема не уехал.
В Лекциях о трудностях англиканства (Lectures on Anglican Difficulties, I, 1850) он призвал тех, кто еще сохранял верность трактарианскому движению последовать за ним в Рим, т.е. принять католичество. Его блестящие, полные юмора Лекции о современной позиции католиков (Lectures on the Present Position of Catholics, 1851) были ответом на враждебную протестантскую пропаганду, развернувшуюся после восстановления католической иерархии в Англии. Обвинения, брошенные им в Лекциях доктору Акилли, итальянскому монаху, ставшему протестантом и выступившему с лживыми наветами на католиков, привели к иску о клевете. И хотя Ньюмен был приговорен к штрафу, он одержал моральную победу и получил международную поддержку со стороны католиков. Тем временем Ньюмен принял предложение занять пост ректора университета для англоязычных католиков (Католический университет Ирландии), основанного ирландскими епископами в Дублине. В 1852 он прочитал там лекцию об университетском образовании (Идея университета, The Idea of a University), в которой на основе своего опыта пребывания в Оксфордском университете описал либеральное светское образование и его отношение к христианскому идеалу. Несмотря на недостаток студентов и трудности, которые создавал Каллен, архиепископ Дублинский, Ньюмену удалось собрать коллектив преподавателей и 300 студентов, построить университетскую церковь, основать медицинское училище. Однако в 1858 он был вынужден отказаться от своих замыслов, во-первых, из-за нежелания Каллена сотрудничать, а во-вторых, из-за того, что университет постепенно превращался в чисто ирландское учебное заведение. Наконец, в нем нуждалась его ораторианская община в Бирмингеме, а заботу о ней он считал своим главным долгом.
Его ожидали дальнейшие разочарования. Кардинал Уайзман обратился к нему с просьбой перевести Библию, но уже после того, как Ньюмен собрал группу помощников, план был неожиданно отменен. Далее, по просьбе епископов он взял на себя руководство авторитетным католическим журналом «Странник» («The Rambler») либерального направления, чтобы вывести его из бедственного положения. И тут же на него поступил донос в Ватикан за о статью О консультировании верующего по вопросам вероучения (On consulting the faithful in matters of doctrine), в которой подчеркивалась важная роль мирян, которые всегда были в центре его внимания. Ради мирян он основал ораторианскую школу, и этот проект оказался весьма удачным.
Ньюмен внезапно снова оказался весьма влиятельной фигурой, когда в 1864 подвергся нападкам со стороны Ч.Кингсли как человек, который не верит в «истину ради нее самой». У Ньюмена возник повод для написания «истории его религиозных мнений», Апологии своей жизни (Apologia pro Vita Sua), которая публиковалась раз в две недели летом 1864. Ньюмен снова мог надеяться, что приобрел влияние, и когда его епископ (Аллоторн) пригласил его возглавить католический приход в Оксфорде, он предложил основать там ораторианскую общину. Несмотря на поддержку Аллоторна, все планы Ньюмена, связанные с возвращением в Оксфорд, потерпели неудачу из-за противодействия ультрамонтанских противников «смешанного образования», во главе которых стоял будущий кардинал Маннинг, которого явно не устраивала перспектива присутствия Ньюмена в Оксфорде. Только после смерти Маннинга английские католики смогли получать настоящее высшее образование и беспрепятственно поступать в университеты Оксфорда и Кембриджа.
В 1865 Ньюмен написал драматическую поэму Сон Геронтия (The Dream of Gerontius), а в следующем году – Послание к Пьюзи (Letter to Pusey, Difficulties of Anglicans, II). Пьюзи, в своем Ирениконе о единстве церквей, полагал, что крайние взгляды ультрамонтанов – отца Фабера, У.Уорда, Маннинга и других – отражают католическое учение о непогрешимости папы и почитании Пресвятой Девы. В своем Послании Ньюмен останавливается только на второй теме, причем в стиле, который привел в восторг его английских собратьев по католической вере. В 1875 он опубликовал Послание герцогу Норфолкскому (Letter to the Duke of Norfolk, Difficulties of Anglicans, II), в ответ на обвинение Гладстона, будто догмат о папской непогрешимости, провозглашенный на Ватиканском соборе (1870) подрывает лояльность католиков к государству.
Послание герцогу Норфолкскому , которое Ньюмен сочинил в 74-летнем возрасте, отличается силой и прекрасным литературным стилем, присущим всем его работам. В Эссе в помощь грамматике согласия (An Essay in Aid of a Grammar of Assent, 1870) он определенно высказался по поводу основания веры и права рядового человека быть уверенным в истинах, в которых он не в состоянии окончательно удостовериться. В этом эссе он поднимает темы, которые уже разбирались в Оксфордских университетских проповедях (Oxford University Sermons, 1843) и касались того, насколько важно прислушиваться к совести для постижения истины.
В 1878 оксфордский Тринити-колледж, в котором некогда преподавал Ньюмен, присвоил ему степень почетного преподавателя, а в 1879, по ходатайству английских католиков-мирян, папа Лев XIII сделал его кардиналом. Согласно особой привилегии, ему было позволено остаться в его Оратории в Бирмингеме, для руководства растущей общиной. Английские католики, за немногим исключением, уже давно видели в нем своего лидера, а некатоликам он импонировал своей умеренностью и бесстрашной честностью. Когда он умер (это случилось 11 августа 1890), в газетах всех направлений его стали прославлять как святого. «Лондон Таймс» писала: «Канонизирует ли его Рим или нет, он будет причислен к лику святых в сознании тысяч верующих людей, к какому бы вероисповеданию они ни относились».
Нельзя не упомянуть труды Ньюмена по истории и литературные произведения: Исторические наброски (Historical Sketches, собраны в 1872), Потеря и находка (Loss and Gain, 1848) и Каллиста (Callista, 1855). В 1891 Анна Мозли издала Переписку Дж.Г. Ньюмена (Letters and Correspondence of J.H. Newman), в 1917 бирмингемская Оратория опубликовала Переписку Джона Генри Ньюмена с Джоном Кеблом и другими за 1839–1845 (Correspondence of John Henry Newman with John Keble and Others, 1839–1845). Посмертно изданные работы включают Размышления и молитвы (Meditations and Devotions, 1893) и Автобиографические сочинения (Autobiographical Writings, 1956).
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»