НОЙ
НОЙ, в Книге Бытия, патриарх, сын Ламеха и потомок Адама в десятом поколении. Ной «человек праведный и непорочный», «ходил пред Богом» (Быт 6:9). Однако его современники были настолько порочны, что Бог решил уничтожить все живое, наслав потоп. Бог повелел Ною построить ковчег из дерева гофер, чтобы он и его семья могли спастись. Затем велел ему взять в ковчег по паре животных каждого вида (согласно Быт 7:2, «чистых» животных надо было взять по семи пар, чтобы имелся запас для жертвоприношений). После этого полил дождь, продолжавшийся 40 дней и 40 ночей. Только через 150 дней вода стала спадать, и ковчег остановился «на горах Араратских». Покинув ковчег, Ной совершил благодарственное жертвоприношение. После этого Бог заключил с ним договор (завет), пообещав никогда больше не уничтожать мир потопом, и в знак этого договора положил радугу в облаках.
Ной начал возделывать землю и изобрел искусство приготовления вина (Быт 9:20). Однажды, когда он опьянел и уснул обнаженный в своем шатре, Хам, один из его сыновей, надсмеялся над ним, между тем как два других сына, Сим и Иафет, покрыли его наготу, почтительно отвернувшись. За проявленное непочтение Ной проклял сына Хама – Ханаана, объявив, что тот будет рабом Сима и Иафета, которых он благословил. В еврейской легенде поясняется, что Хам оскопил Ноя, чтобы помешать ему родить четвертого сына, который мог принять участие в разделе мира. Вот почему Ной проклял четвертого сына Хама – Ханаана.
История Ноя обнаруживает сходство с легендами других ближневосточных народов. Считается, что источником, к которому восходит библейский рассказ, послужили аккадские или вавилонские легенды о потопе.
Однако в преданиях кинеян (или каинитов), согласно которым первым человеком был не Адам, а Каин, можно обнаружить другие мотивы рассказа о Ное. У потомка Каина, Ламеха, было, как у Ноя, три сына (Быт 4:19-23). Они стали изобретателями ремесел, что характерно скорее для новой цивилизации после потопа, чем для поколений, живших перед потопом. Кинеянское имя Ламех соответствует имени отца Ноя, потомка Сифа, однако в кинеянском предании Ламех был, по-видимому, фигурой, соответствующей самому Ною. Кинеяне, как можно судить по их потомкам рехавитам, воспрещали употребление вина и занятия земледелием (Иер 35; о связи кинеян с рехавитами см. 1 Пар 2:55). В таком случае рассказ об опьянении Ноя, по-видимому, восходит к кинеянской легенде, объясняющей запрет на вино и земледелие, однако составители еврейской Библии, не чуждые ни того, ни другого, превратили ее в легенду, оправдывавшую (ссылкой на проклятие Ноем Ханаана) последующее завоевание Ханаана евреями.
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»