НИКАНОР
НИКАНОР (в миру Александр Иванович Бровкович) (1826–1891), русский богослов, философ. Родился 20 ноября (2 декабря) 1826 в семье священника. Окончил Могилевскую семинарию, а затем Петербургскую духовную академию (1851). В 1856 был возведен в сан архимандрита. В 1868–1871 ректор Казанской духовной академии, с 1886 архиепископ Херсонский и Одесский. Существенное влияние на взгляды Никанора оказала традиция духовно-академической философии (В.Карпов, П.Юркевич и др.). Философская аргументация играет важную роль в его богословско-апологетических сочинениях: Разбор римского учения о видимом главенстве в церкви, Церковь и государство против гр. Л.Толстого и др. Никанор полемизировал с Вл.Соловьевым, Н.Чернышевским, Л.Толстым, М.Троицким.
Наиболее значительный труд Никанора – Позитивная философия и сверхчувственное бытие (тт. 1–3, СПб, 1875–1888), в котором исследуются различные материалистические и позитивистские концепции (Дарвина, Милля, Спенсера, Льюиса, Э.Гартмана и мн. др.). Воззрения самого Никанора (учение о «сверхчувственном бытии») близки платонизму: обоснование реальности иерархически организованного мира идей, их более высокого «бытийственного» статуса по отношению к понятиям (за последними признается возможность «ограниченного отражения» предметов). Признавая, что основа мира имеет сверхъестественную природу, а материя в своих истоках граничит с Абсолютом, Никанор в то же время был склонен допускать возможность рационального (и даже «научного») познания этих «сверхчувственных» основ бытия. Эта позиция была воспринята достаточно критически как в богословских, так и в философских кругах. В частности, Вл.Соловьев упрекал Никанора в «неосновательном» смешении научного подхода с богословским и философским.
Умер архиепископ Никанор в Одессе 27 декабря 1890 (8 января 1891).
Никанор. Поучения, речи, воззвания и послания, тт. 1, 2, 4, 5. Одесса, 1891
Соловьев Вл. Опыт синтетической философии. – Соловьев Вл.С. Собрание сочинение, 2-изд., т. 1. СПб, 1911
Ответь на вопросы викторины «Философия»