НАЯНАРЫ
НАЯНАРЫ (от санскр. naya – «вождь» и nara – «человек»), обозначение 1) раннесредневековых тамильских бхактов-шиваитов и 2) преимущественно религиозных поэтов, выразивших традицию бхактического богопочитания в текстах, систематизированных в 11 в. в Священных сборниках (Тирумурей). Поэзия наянаров восходит к 6 в. и представлена рядом первостепенно значимых имен, среди которых выделяются Аппар, Самбандар, Сундарар и Маниккавасагар, которым приписывается авторство первых восьми (из 12) сборников. Поэзию наянаров, которую можно охарактеризовать как бхактическую гимнографию, отличают сочетание необычайно высокой экспрессивности (граничащей с религиозной эротичностью) и отточенности поэтической формы. Одновременно в ней решаются мировоззренческие (своеобразная попытка создания «поэтической теологии» шиваизма) и прозелитические (конкуренция с другими течениями, прежде всего с южноиндийским джайнизмом, литературные формы которого у наянаров имитируются) задачи.
Среди ранних представителей тамильской шиваитской бхакти выделяется поэтесса Кареиккал Аммеияр (6 в.), испросившая у Шивы избавление от физической красоты и возможность присоединиться к свите его уродливых почитательниц-демониц «пей» (ср. менады Диониса), воспроизводящих образ супруги Шивы в устрашающем облике Кали и претендующих на своеобразное духовное супружество с ним. Кареиккал принадлежат четыре поэтических сборника, пронизанных самозабвенной преданностью «избранному божеству»; поэтесса описывает мифологические эпизоды с участием Шивы таким образом, как если бы она при них лично присутствовала (например, описание космического танца Шивы). Гимны Аппара (7 в.), бывшего джайна, обратившегося в шиваизм и переживавшего из-за своих прежних религиозных заблуждений, заслужили ему звание «царя священного языка». Самбандар (7 в.), приобщившийся к шиваизму с детства (по легендам он был вскормлен молоком самой Парвати), именует Шиву своим «тайным другом» (кальван), реализуя мотив аналогий между взаимоотношениями адепта и Божества и двумя влюбленными (ему принадлежат и стихи непосредственно в жанре «туду» – любовного послания). Сундарар (6–7 вв.) родился в брахманской семье и воспитывался при царском дворе; Шива в облике старика разрушил его свадьбу с девушкой-брахманкой, и поэт решил посвятить жизнь «избранному божеству». Сундарар, которому принадлежало 100 стихов, стал первым упоминать почитателей Шивы – бхактов, считая себя приверженцем не только Шивы, но и других его «рабов». Прославление им 62 шиваитских бхактов, называемое Тируттондаттохей (Собрание стихов о рабах), стало основой всей «агиографической» традиции тамильского шиваизма, повествований о тех шиваитских «святых», которые и получили обозначение наянаров. В поэзии Тирумулара (7 в.), написавшего Три тысячи тамильских [стихов], разделенных на девять частей (тантр), излагается техника йогического созерцания.
Поэзия наянаров достигла зрелости в Священном речении (Тирувасахам) Манникавасахара (9 в.), представляющей собой «симфонию» из 51 части и 3327 строк. В первой части «Шива-пуране» провозглашается связь поэта с Шивой, восхваляется его любовь к людям, поэт подробно «расписывает» свои прежние рождения и надеется на то, что милость Шивы способна ликвидировать всю накопленную им карму. Во второй части он повествует о самых славных подвигах Шивы, в третьей – о его космической функции, которая мыслится здесь как триединство созидания, хранения и разрушения мира. В той же части постоянно звучит прославление Шивы «Поттри!» («Славься!»). В четвертой части Манникавасагар детально описывает свои чувства к Шиве, непонятные окружающим, но составляющие все содержание его существования; ради милости Шивы поэт отвергает все земные и даже небесные блага. Маниккавасахару принадлежала также Священная гирлянда стихов (Тирукковеияр) – цикл из 400 стихов, воспроизводящих мотивы классической тамильской любовной лирики.
После Манникавасагара начался упадок поэзии наянаров. Систематизация их наследия осуществилась в названном уже собрании 12 Священных сборников Намби Андара Амби (10–11 вв.), сочинившего и повествование о 63 шиваитских бхактах (к прежним 62 был добавлен Сундарар), в котором можно видеть подражание санскритской южноиндийской джайнской Пуране о 63 образцовых последователях Джины (10 в.). Завершает традицию наянаров Большая Пурана, или Пурана о рабах Шивы Секкилара (12 в.).
«Поэтическая теология» наянаров оказала значительное влияние на формирование шиваитских религиозно-философских систем, например шайва-сиддханты. Рецитация их гимнов и сегодня включается в храмовое богопочитание (пуджа) южноиндийского шиваизма. Творчество наянаров стало важнейшим стимулом для поэзии тамильской вишнуитской бхакти альваров.
См. также АЛЬВАРЫ; БХАКТИ; ДЖАЙНИЗМ; ИНДУИЗМ; КАРМА; МОКША; ТРИМУРТИ.
Пятигорский А.М. Материалы по истории индийской философии. М., 1962
Бычихина Л. В., Дубянский А. М. Тамильская литература. Краткий очерк. М., 1987
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»