НАКШБАНД
НАКШБАНД, Баха ад-дин Мухаммад б. Бурхан ад-дин Мухаммад аль-Бухари (1318–1389). Прозвище «Накшбанд» возникло по названию его профессии – чеканщик. Родился в семье ремесленника в селении Каср-и хиндуван (ныне Каср-и арифан, Таджикистан). Известен как один из основателей суфийского ордена, названного его именем «Накшбандийа», хотя духовным основателем и первым лидером этого братства был ходжа Йусуф (Юсуф) аль-Хамадани (ск.1140).
Дед Баха ад-дина привил внуку интерес к суфизму, что подвигло его к изучению суфийских наук. Имеющиеся биографические данные частично вымышлены. Известно, что он пропагандировал аскетизм, но отвергал показную набожность и обрядовость. Изучив труды своих предшественников, разработал методику медитации (мушахида) из 11 правил.
После смерти Накшбанд был признан святым, а также покровителем Бухары, в окрестностях которой провел всю свою жизнь. Над его могилой в 1544 был воздвигнут мавзолей, который стал местом паломничества среднеазиатских мусульман. Считалось, что троекратное посещение мавзолея Накшбанда равно одному посещению святынь Мекки и Медины.
Братство Накшбандийа изначально опиралось на городские слои ремесленников и мелких торговцев, но впоследствии распространилось и среди кочевых племен.
Культ Накшбанда был признан также и в сопредельных землях. Братство сыграло большую роль в деле исламизации Средней Азии. В 15 в. Накшбандийа проникла в Турцию, в 16 – в Индию, в 18 – в Поволжье.
Члены братства предпочитают «тихий зикр» (ритуальный обряд упоминания имени Аллаха, коллективный или индивидуальный), который предполагает определенную методику дыхания. Эмблемой братства является контур сердца с вписанным в него словом «Аллах».
Ольга Бибикова
Гордлевский В.А. Бахауддин Накшбанд. Избранные сочинения, т. 3. М., Наука, 1962
Тримингем Дж.С. Суфийские ордены в исламе. М., «Наука», 1989
Хисматуллин А. Прагматический суфизм в братстве Накшбандийа: теомнемия (зикр). «Петербургское востоковедение», СПб, № 7 (1995) и № 8 (1996)
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»