МУДРЫ
МУДРЫ (санскр. – «печать», «знак»), в тантрическом буддизме и индуизме магические жесты в виде особых положений пальцев, ладоней и рук, сопровождающие и «подтверждающие» произнесение мантр и одновременно моделирующие сакральные действа. Материализуя обращение адепта к божеству, мудры приписываются и самим объектам почитания, составляя, например, непременный элемент «иконографии» будд и бодхисаттв. Истоки сакральных жестов в индийских религиях восходят еще к ведийскому периоду (по мнению некоторых ученых, конкретно к жестам рецитаторов ведийских текстов, позволявшим запоминать ударения и т.д.), к дискуссиям жрецов на состязаниях, завершавших новогодний ритуал (брахмодья), и к древним ритуальным танцам, что подтверждается обучением символическим значениям сложений пальцев и рук в современных школах индийского танца.
В качестве динамических жестов мудры противопоставляются статическим – тем, которые изображаются в скульптуре и других произведениях культового искусства. В мудры, как и в мантры, адепт посвящается учителем, и они должны осуществляться точно по правилам – совершаемые неправильно, они, согласно ваджраянистам, обесценивают магический акт. Составляя одну из «мистерий» ваджраянского буддизма, мудры стали отдельным предметом специальных учебных и «теоретических» пособий как один из трех компонентов культового действа – действие телом, наряду с действием словом (мантра) и действием мыслью (созерцательная практика – дхьяна). Учение о мудрах излагается в специальных ритуаловедческих текстах ваджраяны (Садханах) и в таких известных произведениях, как Манджушримахакальпа.
Единой классификации мудр в буддизме ваджраяны, по-видимому, не существует, однако имеются определенные классификационные принципы. Наиболее «прозрачны» те из них, которые опираются на символическое истолкование «действий телом». Так, в жесте созерцания (дхьяна-мудра) большие пальцы рук могут образовывать треугольник, символизирующий «три драгоценности» буддизма – Будду, учение (дхарма) и общину (сангха). Данный жест моделирует прозрение Буддой четырех «благородных истин» (к другому классу относится в смысловом отношении близкий жест размышления – чинмудра). Жест прикосновения к земле (бхумиспарша-мудра), совершаемый правой рукой, ассоциируется с победой Будды над царем демонов Марой, препятствовавшим достижению им «просветления» и призыванию земли в свидетельство о его победе.
Жест бесстрашия (абхая-мудра), один из наиболее популярных в тибетской традиции, при котором поднимается правая рука с ладонью вперед, воспроизводит усмирение Буддой бешеного слона, выпущенного на него его кузеном-соперником Дэвадаттой. Жест проповеди (вьякхьяна-мудра), при котором указательный и большой палец образуют кольцо (указательный палец может быть замещен другим), ассоциируется с Буддой, проповедовавшим дхарму. Жест поворота колеса учения (дхармачакраправартана-мудра) – комбинация последнего и жеста знания (джняна-мудра). Он, как следует из его названия, моделирует первую проповедь Будды о страдании в Оленьем парке Бенареса. Очевидно, что все эти жесты образуют единую смысловую группу.
Еще одну смысловую единицу составляет жест угрозы или атаки (тарджани-мудра), при котором вытянутые пальцы направляются вверх или в сторону «врага». Под «врагом» подразумеваются состояние аффектированности, обусловленное доминированием в сознании трех корневых «ядов» (доши) – заблуждения, вожделения и ненависти. К другим группам относятся жесты поклонения Будде (буддхашрамана-мудра), возлияния или насыщения (тарпана-мудра), совершаемые во время поминания предков, а также жест поклонения (анджали-мудра), которым выказывают почтение божеству или уважаемому лицу, который обычно в тибетских изображениях совершает будда Вайрочана (по-видимому, из «педагогических» соображений, поскольку сам он занимает центральное место в ваджраянских мандалах и, согласно Махавайрочана-сутре, датируемой 7 в., является первым среди будд). Границы между различными группами мудр не жесткие: та мудра, которая по одной классификации принадлежит группе А, по другой может быть подклассом группы В.
Понятие мудры получило в ламаизме столь значительную генерализацию, что термин «махамудра» («великая мудра») маркирует здесь буддийский путь в целом, всю буддийскую стратегию достижения «освобождения». Мудры трактуются также как символы шести основных буддийских совершенств (парамиты): шесть мудр (шадмудра) – диадема, браслет, серьги, пояс, колесо и пепел – символизируют реализацию щедрости (дана), нравственного поведения в целом (шила), терпения (кшанти), усердия (вирья), медитативной практики (дхьяна) и мудрости (праджня). Мудры получили и другие интерпретации, например, как обобщения кардинальных достижений буддийской практики вроде очищенности тела, речи, ума и приобретения оккультных «сверхсил».
Применение мудр в индуизме значительно более ограниченно. Их используют в ритуальном танце, оккультном символизме и в скульптуре, однако не играют столь же важной роли в тантристской практики, как это имеет место в ваджраяне. Поэтому основную географию мудры следует связывать не с Индией, а с регионами Тибета, Бурятии и Японии.
Лавров М.И. Материалы по иконографии и мифологии Востока, ч. 1. – Вестник Азии, Харбин, 1922, № 49
Терентьев А.А. Опыт унификации музейного описания буддийских изображений. – В кн.: Использование музейных коллекций в критике буддизма. Л., 1981
Дандарон Б.Д. Махамудра как объединяющий принцип буддийского тантризма. – В кн.: Тибетский буддизм: Теория и практика. Новосибирск, 1995
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»