МАНДЕЙЦЫ
МАНДЕЙЦЫ (мандеи), этноконфессиональная группа, сохранившиеся остатки религиозной гностической секты сабиев (крестильников, от арамейского «саби» – погружающий в воду; также известны как субба и «христиане св. Иоанна»). Название происходит от сирийско-арамейского «манда» – знание, гносис. Общины сабиев появились в Палестине в 1 в. Их адепты совершали в течение жизни многократные крещения: после рождения, перед вступлением в брак и т.д. Сабии и современные мандейцы почитают Иоанна Крестителя, но не признают христианства. В средние века сабии оставили заметный след в арабской литературе, но, как предполагают, на самом деле речь шла о звездопоклонниках из Харрана, которые приняли это имя, чтобы не подвергаться преследованиям со стороны мусульман. Ислам причисляет мандеев к «людям завета» (наряду с иудеями и христианами) и относится к ним с известной терпимостью.
В настоящее время мандейцы живут в Ираке, на нижнем Евфрате. Они пользуются арабским языком, но сохранили и свой древний религиозный язык – один из диалектов арамейского, близкий набатейскому и пальмирскому. Их священные книги (Сидра-рабба или Гинза – Большая книга или Сокровище; Сидра-ди-Яхья – Книга Иоанна; Колласта – свод молитв и гимнов) восходят, по всей вероятности, к 1–2 вв. Учение мандеев носит гностический характер, на него наложили отпечаток элементы халдейского язычества, иудаизма и христианства. Согласно их представлениям, божество выступает как ряд светлых сил-эонов: Великий ум (Манна-рабба); Жизнь; Тихое веяние; бог солнца Сам-Семир; бог неба и грозы Юша-мин, живущий при больших водах и источниках света; Небесный Иордан – целитель душ; Знание жизни (Манда-ди-Хайя) – гностическая София и всеобъемлющее древо жизни и познания добра и зла. Начальные эоны носят также название первой, второй и третьей жизни, причем человеческие души считаются эманациями первой жизни. Они пленены тьмой материального бытия и могут быть освобождены небесными эонами, вселившимися в избранных. Главные из этих избранных – Сиф (Ситиль) и Иоанн Креститель (Яхья), который ввел практику религиозных омовений и погружений как символ очищения душ в Небесном Иордане. В мандеизме существует ряд стадий посвящения. Духовные лица мандеев – тармиды (учителя), хранящие тайну. Посвященные должны отказаться от употребления мяса и вина, а также половых сношений. Непосвященные обязаны повиноваться тармидам и соблюдать верность своей общине, отделяющей их от «нечистого» мира.
Вадим Дамье
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»