КЛИР
КЛИР (лат. clericus, от греч. kleros, «жребий», «часть наследства»), духовенство, совокупность духовных лиц, официально выделенных для служения Богу и таким образом отличающихся от мирян.
В Римско-католической и Восточно-православных церквах кандидаты посвящаются в сан епископом посредством рукоположения. Различие между духовенством и мирянами подчеркивается у католиков и православных особой одеждой, безбрачием священников и епископов (у католиков) и епископов (у православных), а также т.н. неизгладимой печатью таинства священства, полученной при посвящении в сан. В протестантских церквах клирики и миряне отличаются не столь сильно.
В новозаветных посланиях указывается, что Христос «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф 4:11; несколько иной список приводится в 1 Кор 12:28). Кроме таких общих терминов, как «предстоятели ваши в Господе» (1 Фес 5:12) и «наставники ваши, которые проповедывали вам слово Божие» (Евр 13:7), встречаются два более определенных термина, обозначающих духовных лидеров: епископы («надзиратели», «блюстители») и пресвитеры («старейшины»). Диаконы («служители») упоминаются в других местах. Для этих фактов предложено два объяснения. Традиционная католическая интерпретация связывает их с утверждением Игнатия Антиохийского (ок. 110), описывающего диаконов, священников и епископов как три различных степени церковного служения; эти данные рассматриваются как доказательство того, что с самого начала существовало три чина, дарованные божественным установлением и различающиеся по своей сущности: апостолы и их преемники, священники, помогавшие им, и диаконы (о которых говорится в Деян 6). Большинство протестантских теологов видят во взаимозаменяемости слов episkopoi и presbyteroi в Новом Завете подтверждение того, что в раннем христианстве церковная иерархия еще не обрела четко зафиксированных форм и что епископство является более поздним церковным институтом.
Церкви, которые сохранили традиционное учение о том, что священство есть таинство, добавили к уже упомянутым трем степеням священства разное число низших степеней, от привратника, чтеца, экзорциста и аколуфа до иподиакона; последний включен в Римском каноническом праве в число главных степеней священства. В тех же церквах клирики делятся на регулярных и мирских, в зависимости от того, являются ли они членами монашеских орденов или других церковных учреждений, где даются монашеские обеты.
Кроме иерархии степеней священства у клириков, существует ряд церквей с параллельной, но вполне четкой иерархией административной власти. (Обоснования этих иерархий и соответствующие организационные детали изложены в статьях ПАПСТВО; ЕПИСКОП; СОБОРЫ ЦЕРКОВНЫЕ; и в статьях, посвященных отдельным церквам.) Наиболее развитая и крепкая система сформировалась в Римско-католической церкви. Другие епископальные церкви, такие, как Восточно-православные церкви, Церковь Англии и Протестантская епископальная церковь в Америке, также придерживаются тройной системы священства – епископы, священники и диаконы – и сохраняют непрерывное преемство епископов со времен апостольских. Далее, они утверждают, что без епископов, в чьей исключительной компетенции находится рукоположение священников и диаконов, не было бы духовенства, ответственного за учение, провозглашение отпущения грехов и совершение таинств, и, строго говоря, не было бы ни одной церкви. Пресвитерианские, реформатские, конгрегационалистские, баптистские, лютеранские и методистские и другие церкви, придерживаются в целом «равенства служения». Методисты, а также Евангелические объединенные братья и несколько небольших сект имеют епископов, избираемых народом, но эти выборные епископы не могут претендовать на принадлежность к более высокой духовной степени или к апостольскому преемству. Протестантские епископы имеются в Скандинавии и Германии (но не среди американских лютеран). В обыденной речи слово «священник» употребляется в отношении священнослужителя Епископальной церкви. Однако он не применим к клирикам других протестантских церквей, если только под ним не подразумевается всеобщее священство всех верующих.
См. также ИЕРАРХИЯ ЦЕРКОВНАЯ.
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
Лебедев А.П. Духовенство древней вселенской церкви от времен апостольских до X века. СПб, 1997
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»