КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА
КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА, древнейший и один из самых значительных в историческом и художественном отношениях монастырей на Руси.
Основан в 1051 при Ярославе Мудром. Первоячейкой его по преданию явилась пещера в селе Берестове (летней резиденции киевских князей); выкопанная для уединенной молитвы местным священником Иларионом (позднее митрополитом), она стала прибежищем первого отшельника на Руси, Антония. Пещеры (по-древнерусски «печоры») в Берестовском холме первоначально служили кельями и церквами, но в том же 11 в. была поставлен первый надземный деревянный, а затем каменный Успенский храм, богато украшенный мозаиками и фресками. С расширением обители пещеры стали использоваться преимущественно как кладбища и реликварии, притягивающие массу паломников (наиболее почитаемыми среди местных святых являются Антоний и Феодосий Печерские). Не раз подвергавшийся разорению при вражеских набегах, монастырь был обнесен в 12 в. оборонительными стенами, которые, впрочем, не спасли его от опустошения в год взятия Киева Батыем (1240). Жизнь в обители, однако, вскоре возобновилась. Ставший в 1598 лаврой, в конце 16 – начале 17 вв. пребывал центром противостояния между католической унией и Православной церковью, в итоге его отстоявшей. Наиболее масштабное, барочное по духу строительство, в основном и придавшее лавре ее нынешний облик, развернулось в конце 17 – первой половине 18 вв.; позднее производились многочисленные достройки в духе классицизма.
Здесь были созданы знаменитые памятники древнерусской литературы: старейшая на Руси летопись Повесть временных лет (ок. 1113), традиционно связываемая с именем инока Нестора-летописца, а также Киево-Печерский патерик (13 в.). В 1616 тут открылась первая в Киеве типография, а в 1631 – братская школа, послужившая началом Киево-Могилянской академии (названной так в честь основателя школы митрополита Петра Могилы).
Территориально обитель состоит из трех частей: Верхней лавры и расположенных ближе к Днепру, разделенных глубоким оврагом Ближних (Антониевых) и Дальних (Феодосиевых) пещер. В первой находятся Успенский собор (1073–1078; разрушен в 1941, после начала войны), Троицкая (1108; перестроена в 1722–1729) и Всехсвятская (1696–1698) надвратные церкви, стены с башнями (1690–1702), митрополичий дом (1727), Ковнировский корпус (1744–1772, архитектор С.Д.Ковнир), типография (1746–1773), Великая лаврская колокольня (1731–1745, архитектор Г.Шедель) и другие здания; на Ближних пещерах – церковь Воздвиженья (1700), трапезная и колокольня (18 в.; колокольня – архитектор И.Г.Григорович-Барский); на Дальних пещерах – церкви Иоакима и Анны (16 в.; перестроена в 1810), Рождества Богородицы (1696) и колокольня (1754–1761, архитектор И.Г.Григорович-Барский). Близ лавры – храм Спаса на Берестове (заложен в 12 в.; разрушенный в 1240, реконструирован в 1640–1643).
Закрытый в 1929, монастырь был действующим в 1942–1961. Музей-заповедник до перестройки, с юбилейного года крещения Руси (1988) поэтапно возвращался Русской православной церкви, вновь став центром иноческой, религиозно-учебной (Киевская духовная академия вновь открылась в 1992) и паломнической жизни.
См. также АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, СВ.
Килессо С.К. Киево-Печерская лавра. М., 1975
Сокровища Киево-Печерской лавры. Киев, 1991
Ответь на вопросы викторины «История в фактах»