ИОАНН ПАВЕЛ II
ИОАНН ПАВЕЛ II (Кароль Войтыла) (1920–2005), 264-й папа Римский. Родился 18 мая 1920 в Вадовице недалеко от Кракова; отец – отставной офицер, мать – учительница. В 1930, закончив начальную школу, поступил в государственную мужскую гимназию Марцины Вадовиты; был одним из лучших учеников, активно занимался спортом (лыжи, плавание, футбол, альпинизм); отличался религиозностью (стал членом общества Девы Марии, совершил паломничество в Ченстоховский монастырь); увлекся театром (играл в школьном театральном кружке). В 1938 поступил на отделение полонистики философского факультета Ягеллонского университета в Кракове; состоял в студенческом обществе Пресвятой Евхаристии и Милосердия; одновременно входил в состав экспериментальной театральной группы «Студия 38», был непременным участником литературных дискуссий и поэтических чтений.
После оккупации Польши немцами и закрытия Ягеллонского университета был вынужден прекратить учебу. С ноября 1940 работал в каменоломне, с весны 1942 – на химическом заводе «Сольвей» в Кракове; это обеспечивало ему средства к существованию и давало возможность избежать депортации в Германию. В 1941 стал одним из основателей подпольного театра «Рапсодия». В октябре 1942, решив посвятить себя Церкви, начал учиться в подпольной Краковской семинарии; одновременно записался на теологический факультет Ягеллонского университета, также действовавший подпольно. В августе 1944, когда немцы организовали облавы на всех взрослых мужчин-поляков, укрылся в резиденции краковского архиепископа А. С. Сапеги, где оставался до освобождения города советскими войсками 18 января 1945.
По окончании войны продолжил занятия в Высшей Краковской семинарии и на теологическом факультете Ягеллонского университета. Опубликовал поэму Песнь о скрытом Боге. 1 ноября 1946 был рукоположен в священники и послан в Рим для учебы в доминиканском университете «Ангеликум» (1946–1948). Летом 1947 совершил путешествие по Франции, Бельгии и Голландии. В июне 1948 защитил диссертацию Проблемы веры в трудах Св. Иоанна-от-Креста и получил степень доктора теологии. В июле 1948 вернулся на родину; служил викарием в приходе с. Неговиц под Гдовом (1948–1949) и в приходе Св. Флориана в Кракове (1949–1951). В 1951 ему был предоставлен двухгодичный отпуск для продолжения богословских исследований; в декабре 1953 защитил вторую докторскую диссертацию Оценка возможностей построения католической этики на основе этической системы Макса Шелера. С октября 1953 преподавал католическую и социальную этику на теологическом факультете Ягеллонского университета, а с 1954, после закрытия факультета, в Высшей Краковской семинарии. В том же году приглашен читать курс в Люблинском католическом университете, единственном уцелевшем в коммунистическом мире высшем католическом учебном заведении. В декабре 1956 принят на кафедру этики Люблинского университета; в ноябре 1957 получил звание доцента. В 1960 издал сочинение Любовь и ответственность, внесшее значительный вклад в создание современной католической сексуальной этики; тогда же была опубликована его диссертация о Максе Шелере.
4 июля 1958 назначен викарным епископом при краковском архиепископе; 28 сентября рукоположен в епископы. С 12 июля 1962 исполнял обязанности главы Краковской епархии. 30 декабря 1963 стал епископом-митрополитом Кракова, 13 января 1964 – краковским архиепископом. 26 июня 1967 возведен в сан кардинала. С 15 марта 1969 – вице-председатель Национальной конференции польских епископов.
За годы руководства Краковской церковью проявил себя как умеренный реформатор, твердый, но одновременно гибкий в отношениях с коммунистическими властями. Стремился избегать конфликтов с государством, но никогда не шел на уступки по фундаментальным вопросам католической веры и этики. Будучи противником коммунизма, делал акцент на защите прав человека, добивался от властей разрешения на строительство новых кастелов, покровительствовал неформальным молодежным группам, рукополагал священников для подпольного отправления культа в Чехословакии. Совершал многочисленные зарубежные поездки (в США, Канаду, Бельгию, Францию, ГДР, ФРГ, Австралию и т.д.). Стал влиятельной фигурой в католической церкви: активно участвовал в работе Второго Ватиканского собора (1962–1965), внес существенный вклад в разработку соборных постановлений; играл видную роль на ассамблеях Синода епископов, неоднократно избирался в его постоянный секретариат; был членом Конгрегации по делам восточных церквей. Не оставлял и научных занятий; в 1969 написал трактат Личность и действие по проблемам феноменологии; выступал с научными докладами и лекциями в ведущих европейских и американских университетах; в июне 1977 ему было присвоено звание почетного доктора Университета Иоганна Гуттенберга в Майнце.
После смерти папы Иоанна Павла I избран 16 октября 1978 конклавом кардиналов главой Римско-католической церкви (получил 90 голосов из 111) и принял имя Иоанн Павел II. Взошел на престол Св. Петра 22 октября 1978. Оказался первым в истории папой-славянином и первым с 1523 папой-неитальянцем.
В условиях падения авторитета Церкви (число священников сократилось на одну треть) и усилившейся борьбы консерваторов и обновленцев поставил задачу реставрации католицизма через его модернизацию и приобщение к решению общемировых проблем. Краеугольным камнем своей проповеди сделал идею соблюдения прав человека, тем самым способствовав развитию оппозиционных движений в странах с тоталитарными и авторитарными режимами; критиковал политику А.Стресснера в Парагвае, А.Пиночета в Чили, Ф.Маркоса на Филиппинах; поддержав движение «Солидарность» в Польше, внес вклад в распад коммунистической системы в Восточной Европе (существует версия, что покушение на его жизнь, совершенное турецким террористом М.А.Агджой 13 мая 1981, было организовано болгарской секретной службой по поручению КГБ). Его визит на Кубу в январе 1998 и встреча с Ф.Кастро привела к значительному улучшению положения Церкви в этом единственном коммунистическом государстве Западного полушария.
Прилагал огромные усилия для распространения католической веры (евангелизации). Значительно расширил культовое пространство католицизма, канонизировав 482 новых святых и 1338 блаженных. Совершил более 170 визитов в 115 стран мира, в том числе и в мусульманские, став самым путешествующим папой в истории; получил прозвище «летающий поляк». Искусно использовал свое знание восьми иностранных языков, ораторский дар и умение владеть аудиторией. Ни один папа до него не принимал такого количество паломников, число побывавших на его аудиенциях достигло почти 18 млн. чел. К концу его понтификата католическая Церковь значительно усилила свое влияние в Африке и Латинской Америке.
Продолжил курс Второго Ватиканского собора на диалог и сближение с другими конфессиями, прежде всего с христианскими, энергично поддерживал экуменистическое движение. Признал государство Израиль и назвал иудеев «старшими братьями» христиан. Стал первым папой, посетившим синагогу и Мемориал жертвам Холокоста в Аушвице. Считал необходимым объединение усилий монотеистических религий для борьбы с бездуховностью современного мира. С другой стороны, выступил с критикой буддизма как атеистической системы (см. также МОНОТЕИЗМ).
Осудил преступления Церкви в средние века. Инициировал реабилитацию Г.Галилея, положительно оценил учение А.Энштейна.
Главную опасность для христианства видел в «материализме», воплощенном как в капитализме, так и в коммунизме. Критиковал западное общество потребления за эгоизм и обмирщение, призывал его поделиться богатством со странами Третьего мира. Утверждал, что «материализм» не может сделать человека счастливым; это под силу только «молитве и вере».
Являлся стойким защитником литургической и догматической традиции католицизма. Проявлял крайний консерватизм в сфере этики. Непримиримо относился к контрацепции, абортам и эвтаназии, называя их атрибутами господствующей на Западе «культуры смерти»; резко осудил либерализацию закона об абортах в Польше в 1996. Выступал против рукоположения женщин (Послание епископам 1994) и однополых браков. Не допускал никаких дискуссий по этим проблемам; преследовал левых теологов (У.Каллаген, Э.Косник и др.), призывавших к смягчению официальной позиции церкви в вопросах контроля над рождаемостью и нетрадиционных сексуальных отношений. В глазах многих людей был столпом моральных ценностей, подвергшихся столь значительной эрозии в современном мире.
За период своего понтификата опубликовал пять книг: Переступив порог надежды (1944), Дар и таинство: на пятидесятилетие моего рукоположения в священники (1996), Римский триптих (2003), Встань и иди (2004), Память и идентичность (весна 2005).
В последние годы тяжело болел. Скончался в Ватикане 2 апреля 2005. Похоронен в крипте собора Св. Петра 8 апреля. В прощании с папой и его похоронах участвовало около 4 млн. чел.
В мае 2005 начался процесс беатификации Иоанна Павла II, таким образом была нарушена традиция, согласно которой должен пройти обязательный пятилетний срок после смерти человека для начала процесса беатификации.
1 мая 2011 Папа Иоанн Павел II был беатифицирован. Торжественная церемония причисления к лику блаженных, возглавляемая папой Бенедиктом XVI, прошла в Ватикане на площади Святого Петра. Она стала возможна после того как Бенедиктом XVI был издан официальный декрет о факте сотворения чуда – излечения французской монахини, страдавшей синдромом Паркинсона. Беатификация предваряет канонизацию – причисление к лику святых. В апреле 2014 он был причислен к лику святых.
Иван Кривушин
Leclerc G. Jean-Paul II, le resistant. Etrepilly, 1996
Vircondelet A. Jean-Paul II. Paris, 1998
John Paul II and moral theology. New York, 1998
Colombo Sacco U. John Paul II and world politics: twenty years of a search for a new approach, 1978-1998. Leuven, 1999
Raimond J.-B. Jean-Paul II: un pape au coeur de l'histoire. Paris, 1999
John Paul II and interreligious dialogue. Maryknoll (NY), 1999
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»