ИОАНН БОГОСЛОВ, СВ.
ИОАНН БОГОСЛОВ, СВ., по преданию – автор Евангелия от Иоанна, входящего в состав Нового Завета. Его отождествляют с одним из учеников Иисуса Христа, который до того, как он последовал за Иисусом, занимался рыболовным промыслом вместе со своим отцом Зеведеем и братом Иаковом на Галилейском море. Иоанн, как и его брат Иаков, часто упоминается в евангелиях. Вместе с Петром они составляли наиболее близкий круг друзей Иисуса, приходясь, возможно, родственниками последнему по материнской линии. Согласно Евангелию от Иоанна (19:25-27), на попечении Иоанна осталась мать Иисуса. По свидетельству Деяний апостолов, в самом начале эпохи распространения христианства он подвизался вместе с апостолом Петром (Деян 3); Павел говорит о нем как об одном из вождей христианской общины в Иерусалиме (Гал 2:9). Позднее он отправился в Малую Азию, вероятно – в Эфес, где скончался ок. 100. Традиция приписывает Иоанну Богослову авторство трех новозаветных посланий и книги Откровения (Апокалипсиса). День памяти святого 27 декабря (в Русской православной церкви 8 мая по старому стилю). См. также АПОСТОЛ.
Евангелие от Иоанна.
Рассказ евангелиста Иоанна о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа существенно отличается от рассказов, содержащихся в т.н. синоптических евангелиях (от Матфея, от Марка и от Луки). Согласно этому евангелию, проповедническая деятельность Иисуса длилась два или три года и несколько месяцев (расхождение в счете лет связано с расхождениями в толковании праздника, упоминаемого в Ин 5:1), между тем как другие евангелия не содержат ясных указаний относительно продолжительности этого периода, хотя по некоторым признакам можно заключить, что они ограничивали этот срок одним годом. Евангелие от Иоанна описывает проповедь в Иудее как первый этап служения Иисуса и как последний его этап, в других же евангелиях нет упоминаний о первом периоде, а о последнем рассказывается гораздо более кратко. В Четвертом евангелии Иисус постоянно проповедует на богословские темы (в том числе – и о себе как о Сыне Божьем и Спасителе). У синоптиков также приводятся длинные проповеди Иисуса, однако они имеют библейское содержание и подчинены скорее морально-практическим, чем богословским целям. Кроме того, автор Евангелия от Иоанна использует религиозную терминологию, заимствованную из обихода не только еврейских, но и нееврейских сект и религиозных течений конца 1 в.
Содержание Евангелия.
Материал Евангелия от Иоанна распределяется следующим образом: 1:1-18, пролог и богословское обоснование (Иисус из Назарета – воплощение Божественного Слова); 1:19-51, свидетельства об Иисусе Христе; 2:1 – 12:25, Иисус открывает себя в своих деяниях и проповеди; 13:1 – 21:25, миссия Иисуса исполнена; смерть и воскресение. Отрывок 7:53 – 8:11 (о прощении грешницы – «иди и впредь не греши») в некоторых рукописях отсутствует, в других он помещен в конец Евангелия от Иоанна или – после стиха 21:38 Евангелия от Луки. Вероятно, он не входил в первоначальный текст Четвертого евангелия, но был сохранен вместе с ним в качестве подлинных слов Иисуса.
Характер и цель Евангелия.
Цель написания Евангелия сформулирована в 20:31. Оно было призвано укрепить христиан (вероятно, языческого происхождения) в их вере в божественность Иисуса Христа и его божественное предназначение, поскольку лишь через веру в него люди могут обрести вечную жизнь. Руководствуясь этой целью, евангелист описывает (в 2:1 – 12:50) семь чудес, или «знамений» Иисуса, отобранных из числа других подобных деяний, известных по устным преданиям (21:25). Эти символические деяния, сопровождаемые изречениями Иисуса, выражают главную цель его служения: даровать людям жизнь. В рассказе о последних днях Иисуса особо подчеркивается религиозный смысл его смерти; по всей видимости, этот рассказ адресован тем верующим, которые сами никогда не видели Иисуса, но через веру сделались его учениками (20:26-29). Евангелие написано очень простым языком, даже там, где говорится о самых глубоких религиозных истинах.
В целом автор Четвертого евангелия обнаруживает знакомство с традицией, которая получила свое выражение в синоптических евангелиях, однако свою задачу он, по-видимому, усматривал в том, чтобы дать более глубокое объяснение смысла описываемых событий, нежели то, которое можно было почерпнуть из общеизвестных преданий. Кроме того, Иоанн стремился выразить смысл служения Иисуса на языке, более понятном людям конца 1 в., чем тот специфический язык, на котором строилась христианская проповедь, обращенная к евреям, и которым широко пользовались авторы синоптических евангелий. Кроме того, одной из целей евангелиста могло быть стремление переосмыслить предшествующую традицию, чтобы выделить собственно религиозное значение Иисуса. К примеру, вполне возможно, что рассказ об изгнании Иисусом менял и торговцев жертвенными птицами из иерусалимского Храма (Мк 11:15-18) был преднамеренно отнесен им не к концу (как у Марка), а к началу служения Иисуса (2:14-22). Возможно, что таким способом автор пытался подчеркнуть, что Иисус стоит выше Храма.
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. М., 1869
Житие и хождение Иоанна Богослова. СПб, 1878
Радченко К.Ф. Замечания относительно отдельных мест книги Иоанна Богослова по списку, изданному Деллингером. СПб, 1904
Иоанн Богослов. Апокалипсис и другие богодуховенные писания св. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Одесса, 1910
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»