ФЕДОРОВ, НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ
ФЕДОРОВ, НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ (1829–1903), русский религиозный мыслитель и философ. Родился 26 мая (9 июня) 1829 в селе Ключи Тамбовской губернии. Незаконнорожденный сын князя П.И.Гагарина. Учился в Ришельевском лицее в Одессе, но из-за материальных затруднений не смог завершить образования. С 1854 преподавал историю и географию в различных уездных училищах. С 1869 работал библиотекарем в Москве, с 1874 – в библиотеке Румянцевского музея. С 1899 и до конца жизни работал в архиве министерства иностранных дел. Идеи Федорова оказали влияние на Ф.Достоевского, Вл.Соловьева, Л.Толстого, К.Циолковского и др.
Сочинения Федорова вышли уже после его смерти под редакцией его учеников Н.Петерсона и В.Кожевникова под названием Философия общего дела (т. 1, 1906; т. 2, 1913). Пафос федоровского творчества – в обосновании идеи преодоления смерти. Смерть – главное зло мира, она может быть побеждена именно человеком, который должен отказаться от иллюзорных представлений о смерти как неизбежном «природном» явлении. Но для этого должен измениться сам человек, его отношение к другим людям, к обществу и природе. В мире господствует вражда, поддерживающая отношения «неродственности». Федоров писал о «зооморфизме» основных исторических типов человеческого общества, поскольку все они строились на эгоизме и бесконечной борьбе друг с другом различных классов, социальных групп и индивидов. Объединить людей в «общем деле», по его убеждению, может чувство долга и любви по отношению к предкам, к «отцам», ко всем умершим людям. «Вереница смертей» будет прекращена, а все когда-либо жившие люди должны быть воскрешены после вступления человечества в историческую фазу «регуляции» космических процессов.
«Автоматический» научный и социальный прогресс сам по себе, по мнению Федорова, не дает человечеству шансов на спасение и решает лишь отдельные проблемы. В то же время Федоров возлагал большие надежды на науку и ученых как особое «сословие», способное сыграть решающую роль в борьбе со смертью. Общественным идеалом Федорова была т.н. «психократия», социальные отношения должны полностью определяться нравственными принципами и прежде всего «супраморализмом» (долгом воскрешения). Федоров считал себя христианским мыслителем, хотя натуралистические тенденции его учения и трактовка им догматики давали основания для упреков в «неортодоксальности» и отклонении от традиции.
Умер Федоров в Москве 15 (28) декабря 1903.
Кожевников В.А. Николай Федорович Федоров, ч. 1. М., 1908
Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982
Семенова С.Г. Николай Федоров: творчество жизни. М., 1990
Федоров Н.Ф. Сочинения, тт. 1–5. М., 1995–2001
Ответь на вопросы викторины «Философия»