САТЬЯГРАХА
CАТЬЯГРАХА (санскр. – «держание за истину», «упорство в истине»), санскритский неологизм, введенный Мохандасом Карамчандом Ганди для выражения своей основной нравственно-политической доктрины и объясняемый в Автобиографии (1927) и других произведениях.
Термин «сатьяграха» опирается на особое прочтение Бхагавадгиты, которую Ганди начал изучать почти с двадцатилетнего возраста (в английском переводе Э.Арнолда). Ганди посвятил этому произведению многие годы размышлений (что нашло выражение в небольшой книжке Анасакти-йога, а затем в собрании эссе Гита-мата) и которая привлекла его возможностью использования потенциала «философии действия» для задач политической борьбы. В соответствии с центральной концепцией карма-йоги Бхагавадгиты, по которой следует стремиться только к самому действию как реализации долженствования, но не к его «плодам» и быть свободным от привязанностей (в терминологии Ганди «анасакти-йоги» – «йога непривязанности»), проявляя равное отношение к успеху и неуспеху, Ганди и построил собственную «философию действия». Чтобы отвечать критерию истинности, действие должно быть «незаинтересованным» – совершаемым не ради эгоистических интересов, но ради осуществления предназначения человека в этом мире, образцом для чего должно служить поведение святого, который трудится не для себя, а для Бога. «Сатьяграха» тождественна «опыту с истиной», а также действию, результативность которого равнозначна его незаинтересованности. Истина и справедливость не только не могут находиться в противоречии друг с другом, но суть одно и то же. Критерием истины является, помимо незаинтересованности, альтруизм, следование интересам «другого» и «других» (в конкретном историческом контексте – интересам Индии и ее народов). Истина для Ганди – не просто нравственная добродетель, но божественная сила, космическая реальность, которая является непобедимой и непреодолимой.
«Сатьяграха» в системе понятий Ганди находится в нерасторжимом единстве с соблюдением закона невреждения-ахимсы, более того, обе являются синонимами, обозначающими одну и ту же духовную реальность. Тот, кто действует истинно, т.е. незаинтересованно, не может причинять вред другим людям или живым существам. Между двумя основными императивами нет простого равенства: по отношению к ахимсе сатьяграха является первичным началом, ее источником. Другое традиционное индуистское понятие, по-новому «прочитанное» Ганди и вошедшее в состав сатьяграхи, – жертвоприношение (яджня), т.е. действие, направленное на благо других и потому также «незаинтересованное». Именно Ганди Индия обязана надписи на своем гербе: «истина всегда побеждает».
См. также АХИМСА; БХАГАВАДГИТА; ВЕДЫ; ГАНДИ, МОХАНДАС КАРАМЧАНД; ДЖАЙНИЗМ; ИНДУИЗМ; КУМАРИЛА БХАТТА; ПРАБХАКАРА; САТЬЯ.
Ганди М.К. Моя жизнь. М., 1959
Семенцов В.С. «Бхагавадгита» в традиции и в современной научной критике. М., 1985
Ответь на вопросы викторины «Философия»