БХАВАВИВЕКА
БХАВАВИВЕКА (санскр. ) = Бхавивека = Бхавья (Bhavya), основатель буддийской школы мадхьямика-сватантрики. Бхававивека, писавший в первой половине 6 в., находился, по мнению некоторых исследователей, под косвенным влиянием школы Дигнаги, которой уже удалось создать логическую версию соперничавшей с мадхьямикой школы виджнянавады, что, разумеется, никак не мешало ему полемизировать с лидером виджнянавадинов Дхармапалой, возглавлявшим тогда Наланду. Как логик Бхававивека выделяется прежде всего своим различением двух типов отрицания – не допускающего и допускающего альтернативное утверждение. Он исследовал также соотношение двух уровней истины – «практической» (вьявахарика-сатья) и «конечной» (парамартхика-сатья) – традиционный предмет философствования мадхьямиков. Сочинения Бхававивека дошли до нас в китайских и тибетских переводах.
Сохранившаяся только в китайском переводе Драгоценность в руке (на санскрите Караталаратна) – резюме доктрины мадхьямики под углом зрения Бхававивеки. Текст открывается двумя стихами. Согласно первому: «Поистине, обусловленные дхармы пусты как мираж (майя), поскольку появляются вследствие условий, а необусловленные не реальны, ибо не могут быть произведены подобно небесному цветку» (перевод Ж.Мея). Второй стих преобразует эти два тезиса в силлогистические пропозиции. В результате пустотность (шуньята) вещей становится логически обоснованной, а конечная истина доступной рациональному дискурсу. Все последующие стихи являются пояснениями к первым двум.
Мадхьямакахридая-карика (Стихи о сердцевине мадхьямики) – значительно более объемный трактат из 930 стихов, распределенных по 11 главам. Здесь также исследуются два уровня истины, но помимо этого ведется дискуссия с брахманистскими школами: в тексте содержится, в частности, одно из самых ранних упоминаний веданты во «внешних» источниках.
Тарка-джвала (Пламя дискурса) – автокомментарий к предыдущей работе.
Праджняпрадипа (Светильник мудрости) = Мадхьямакаратнапрадипа (Светильник драгоценности мадхьямики) – полный комментарий к основному сочинению Нагарджуны. Здесь раскрываются все вышеуказанные установки философии Бхававивеки. Примером его истолкования тезисов Нагарджуны может служить комментарий к Мулямадхьямака-карике, где разъясняется первый тезис о том, что вещи не могут возникать из самих себя. Это положение преобразуется в трехчленный силлогизм, содержащий утверждение, аргумент и пример (в который могут быть включены все вещи), и каждый из этих компонентов обосновывается, как то было принято в индийской схоластике, посредством отвержения контрпозиций оппонента. Таковым выступает санкхьяик, учение которого о предсуществовании следствия в причине трактуется буддистом именно как возможность возникновения вещи из самой себя. В тексте делается попытка опровергнуть и учения вайшешики и ньяи об Атмане.
Основным оппонентом Бхававивеки и его школы стал Чандракирти (7 в.), лидер мадхьямика-прасангики.
Андросов В.П. Методы изучения древнего буддизма и философии сватантры. – Вестник древней истории, 1983, № 4
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»