БЕК, ЛЕО
БЕК, ЛЕО (Baeck, Leo) (1873–1956), еврейский теолог, раввин и глава еврейской общины Германии в период нацизма и Холокоста. Бек получил широкое признание как ведущий представитель реформистского иудаизма в 20 в. Знаток Библии и исследователь раввинистических и мистических текстов, он противопоставлял «классическую» рациональную еврейскую веру «романтическому», основанному на чувстве христианству. Объективное отношение Бека к евангелиям как документам еврейской истории и его критика апостола Павла создали ему репутацию крупного исследователя Нового Завета.
Бек родился 23 мая 1873 в Лиссе (Германия; ныне Лешно, Польша). Он учился на раввина в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) и Берлине. Получил степень доктора философии в Берлинском университете (1895) и звание раввина в берлинской Высшей школе по исследованию иудаизма (1897). Первая значительная работа Бека Сущность иудаизма (Das Wesen des Judentums, 1905) бросила вызов Сущности христианства А.фон Гарнака (1900). В изображении Гарнака раннее христианство – это либеральное вероучение, возникшее в результате особого, однажды полученного Откровения и никак не связанное с иудаизмом. В трактовке Бека иудаизм предстает как динамичное, развивающееся вероучение, воспринимающее в своей истории непрерывное Откровение, как ответ человека на божественный императив «ты должен!», который раскрывается человеку в раввинистическом толковании Торы и в собственном опыте. В тексте Бека прослеживаются этический ригоризм иудейских рабби 1 в. и неокантианство марбургского философа Германа Когена, учителя Бека. В новом, значительно расширенном издании представлена диалектика религиозной жизни, движущейся от встречи с имманентным Богом к принятию непреходящего морального закона. Другие сочинения Бека 1920-х годов раскрывали иудаизм как «религию полярности»; наиболее четко это выражено в эссе Таинство и заповедь. Остальные работы – о фарисеях и о «романтической религии» (христианстве) – создали ему репутацию одного из великих защитников иудаизма, бросившего вызов христианским теологам, таким как К.Барт, Р.Бультман, Э.Бруннер (однако с П.Тиллихом он был во многом солидарен).
Бек первоначально рассматривал свою религию как «Откровение от Бога», а свой народ – как народ-священник, ставший им благодаря союзу-договору с Богом и призванный нести в мир учение о Боге. Здесь еще чувствуется характерная для 19 в. вера в разум и унаследованный от Г.Когена оптимизм. Его последняя значительная работа Этот народ: смысл еврейского существования (Dieses Volk: Jüdische Existenz, 1955–1957) стала шагом от «сущности» к «существованию». Если первая книга Бека определяла народ через его веру, то последняя определяла религию через народ.
Часть книги Этот народ написана в концлагере Терезиенштадт. Когда в 1933 Гитлер пришел к власти, евреи оказались гражданами второго сорта. Их делами ведал соответствующий административный орган, Всеобщее представительство евреев Германии, и Бек был избран ее руководителем. Бек упорно отстаивал права евреев, помогал им найти убежище в Палестине и других странах. Он отказался уехать, не желая покинуть свою паству, и даже возвратился в Германию в августе 1939, после того как отвез группу детей в Лондон. Попав в Терезиенштадт в 1943, он продолжал свое духовное сопротивление в этом «образцовом» лагере, который нацисты демонстрировали представителям Красного Креста (свыше 150 тыс. узников были отправлены туда на смерть или перевезены в Освенцим; в живых осталось менее 9 тыс. человек). Бек отказался занять какую-либо должность в лагере, видя свою миссию в работе духовного наставника, раввина и учителя. Когда лагерь был освобожден, Бек удержал заключенных от расправы над охранниками.
Два последующих десятилетия Бек преподавал в Колледже еврейской ассоциации в Цинциннати (США), продолжил работу в Лондоне и Иерусалиме. Существуют колледж Лео Бека в Лондоне и исторический Институт Лео Бека по изучению жизни евреев в Германии (в Нью-Йорке, Лондоне и Иерусалиме).
Умер Бек в Лондоне 2 ноября 1956.
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»