БАХИРА
БАХИРА (Багира или Бухейра) – христианский монах, один из тех, кто, согласно легенде, объяснил Мухаммаду его историческое предназначение.
Арабский историк Ибн-Хишам рассказывает, что Мухаммад, будучи 12-летним мальчиком, отправился с караваном своего дяди Абу Талиба в Сирию. В городе Босра купцов пригласил к себе отшельник, которого звали Бахира. Купцы приняли его приглашение, оставив Мухаммада с прислугой у каравана. Но Бахира не нашел среди них того, кого его книги описали ему как будущего пророка. Тогда Бахира попросил, чтобы все пришедшие с караваном в город, пришли к нему. Когда Мухаммада привели в келью, то, пристально глядя на мальчика, Бахира стал разговарить с ним. Затем он позвал Абу Талиба и велел ему беречь ребенка, ибо он заметил, что над мальчиком постоянно плывет облако, а деревья протягивают свои ветви, чтобы уберечь его от солнца…
Арабский истории Мас'уди, описывая этот эпизод, называет монаха Сергиусом из рода абд аль-Кайс.
Рассказывают также, что вторая встреча с христианским монахом произошла через 12 лет. Мухаммад вместе со своим слугой Майсара сопровождал караван с товарами, принадлежавшими его будущей супруге Хадидже. Монаха якобы звали Нестор, и он распознал в Мухаммаде будущего пророка.
В более поздней версии Ибн-Хишама имя отшельника отсутствует. В христианских и поздних мусульманских хрониках речь идет о монахе Сергиусе – Бахире (вероятно от арамейского бехира – избранный). Во всех сказаниях можно обнаружить мысль о том, что христиане (ахл аль-китаб – люди писания, араб.) были предупреждены о предстоящем явлении нового пророка.
Реконструкция этого эпизода присутствует как в средневековых христианских, так и мусульманских источниках. Очевидно, что речь идет о довольно раннем знакомстве будущего пророка с христианскими идеями. Возможно, что носителями этих идей были действительно христианские отшельники (несториане), поселившиеся в разных частях Сирии после осуждения несторианства на Эфесском соборе (431). Петербургский востоковед Ефим Резван, автор книги Коран. Исследования, доказывает, что Мухаммад (судя по кораническим текстам) был хорошо знаком с библейскими преданиями, особенно теми, которые считаются апокрифами. Проповедь единобожия Мухаммад мог услышать и от некоторых своих родственников. Известно, что двоюродный брат его первой супруги Хадиджи исповедовал христианство.
Исследователи считают, что легенда о Бахире и его встречах с Мухаммадом относится к 11–12 веку, то есть она появилась сравнительно поздно, возможно как вариант апокрифического хадиса. Но повторенная христианскими хрониками, она прочно заняла место в жизнеописании пророка Мухаммада. До сих пор, всем кто посещает город Босру, показывают развалины монастыря, где некогда жил христианский монах Бахира.
Ольга Бибикова
Резван Е.А. Коран. Исследования. Санкт-Петербург. Издательство «Петербургское востоковедение», 2001
Мюллер А. История ислама. От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов. М., Издательство Аст. Астрель, 2004
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»