БААДЕР, ФРАНЦ КСАВЕР
БААДЕР, ФРАНЦ КСАВЕР (Baader, Franz Xaver von) (1765–1841), немецкий философ и теософ, оказавший значительное влияние на немецкий романтизм. Пытался соединить философские традиции католицизма с мистицизмом и таким образом выйти за пределы господствующих философских школ – континентального рационализма с его культом чистого разума и британского эмпиризма, подчеркивавшего значение чувственного опыта. Оказал влияние на Шеллинга и Кьеркегора.
Баадер родился в Мюнхене 27 марта 1765. Получил медицинское образование, изучал минералогию в Англии в 1792–1796. Как и его друг Шеллинг, был членом кружка интеллектуалов в Мюнхене. Черпал вдохновение в мистических трудах Якоба Бёме и неоплатоников. Вышел в отставку в должности суперинтенданта угольных шахт в Баварии в 1820 и посвятил себя философии и теологии. Профессор философии и теологии Мюнхенского университета в 1826–1838. Основал журнал «Эос» («Eos»). Умер Баадер в Мюнхене 23 мая 1841.
Лейтмотив религиозной философии Баадера – признание внутренней связи материи и сознания, тела и духа. Их различие относительно, ибо материя – это омертвевший, утративший свободу дух. Их взаимодействие – не параллелизм и не внешний контакт, а взаимопроникновение, претворение одного в другое. Человек должен ассимилировать и претворить волю материального бытия в духовную энергию для ее отдачи в мировую сокровищницу – мистериум Бога.
Согласно учению Баадера, всякое знание предполагает знание о Боге, которого он представлял как процесс прогрессивно расширяющегося сознания. Баадер критиковал британских эмпириков, в частности Юма, который сводил знание к дискретным чувственным впечатлениям, а также Кантову этику следования внутреннему моральному закону, считая, в противовес этим учениям, что человек должен подчиняться Божьей воле, изложенной в Писании и учениях Римско-католической церкви. В социальной философии противостоял либерализму и призывал к установлению классовой иерархии и подчинению государства церкви. Собрание сочинений (Sämtliche Werke) Баадера опубликовано в 16 томах в Лейпциге в 1851–1860.
Основные сочинения:
Начала познания (Fermenta cognitionis, 1822–1825); Лекции по спекулятивной догматике (Vorlesungen über speculative Dogmatik, 1828–1838); Динамическая философия (Beiträge zur dynamischen Philosophie, 1809)
Ответь на вопросы викторины «Философия»