АТ-ТАКИЙА
АТ-ТАКИЙА (араб. такыйа – благоразумие, синоним китман – утаивание). Один из принципов поведения мусульманина в иноконфессиональной среде. Первоначально возник в шиизме. Обоснованием этого принципа стало следующее указание Корана: «Кто отказался от Аллаха после веры в Него – кроме тех, которые вынуждены, а сердце их спокойно в вере…» (16:108 /106). Кроме того, богословы ссылаются на хадисы и случаи из жизни сподвижников пророка, которым временно пришлось отказаться от ислама ввиду опасности для жизни. Сунниты и шииты по-разному толкуют возможность применения такийи. Для суннитов, которые составляют большинство в исламе, вопрос о допустимости временного отречения имел теоретическое значение. Ряд богословов допускали возможность принятия такийи в случае смертельной опасности при условии, что мусульманин сделает мысленную оговорку, что позволяет ему сохранять веру, не демонстрируя ее. Ибадиты (представители наиболее умеренной из хариджитских сект, см. ХАРИДЖИТЫ) разделяли мир на «территорию свободного (открытого) вероисповедания» (дар аль-'аланийа) и «дар ат-такийа». Более того, своим единоверцам они вменяли в обязанность придерживаться такийи в случае опасности.
Наиболее широко применялся принцип ат-такийи в суфизме и шиитском исламе. Это было связано с преследованиями суфиев и шиитов в различные периоды исламской истории. Традиция связывает разработку теории о такийе с именем шестого шиитского имама Джа'фара ас-Садика (ум. в 756), который рассматривал применение такийи не как средство самозащиты, а как обязанность шиита перед общиной. В 8 в. развернулась дискуссия о сферах и границах применения такийи. В частности, этому вопросы были посвящены главы книги Китаб хукук аль-ихван (Книга о правах братьев /по вере/). В ней говорилось, что при несоблюдении такийи мусульманин в критической ситуации или под пыткой может нанести вред своей общине, разгласив ее тайны. Позднее, в 11 в., шиитские богословы детально разработали правила применения такийи. Один из кодификаторов шиитского (имамитского) права аль-Муфид (ум. в 1022) указывал конкретные обстоятельства, когда (араб. 'инда ад-дарура – «при необходимости») такийа допустима, и когда – не допустима.
Более того, шиитские факихи допускали сотрудничество шиита (естественно, сделавшего мысленную оговорку) с нешиитскими властями, и даже участие в религиозных обрядах нешиитского толка. Характерно, что к этой практике прибегали чаще всего представители крайних шиитских направлений (исмаилиты, друзы и др. (см. ШИИТЫ; ИСМАИЛИТЫ), чаще других входившие в конфликт с властями.
Впоследствии, после установления власти шиитов-имамитов в Иране, такийу стали рассматривать как «допустимое послабление». Современные шиитские авторитеты считают, что «дозволено все, что не ведет к порочным последствиям» (Хомейни). Под порочными последствиями имеется в виду порча Корана и разрушение мечетей, надругательство над жизнью мусульманина и т.п. В целом, такийа, как мысленная оговорка верующего, стремящегося сохранить веру, несмотря на угрозу его жизни, сопоставима с аналогичным принципом (rezervato mentalis), имевшим место в ранней доктрине католического нищенствующего монашеского ордена францисканцев, возникшего в 12–13 вв., но впоследствии превратившегося в богатое привилегированное братство.
Ольга Бибикова
Петрушевский. И.П. Ислам в Иране в V–XV веках. Издательство Ленинградского университета, 1962
Chebel Malek. Dictionnaire des symbols musulmans. Paris. Albin Michel, 1995
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»