АШ-ШАХРАСТАНИ, МУХАММАД
АШ-ШАХРАСТАНИ, МУХАММАД (1075–1153), персидский богослов и факих (правовед), историк религий, религиозных сект и философских учений. Родился в 1075 в Шахрастане (Северный Хорасан). Получил традиционное мусульманское образование. Переехав в Гургандж, а затем в Нишапур, крупные культурные центры Хорасана, аш-Шахрастани слушал лекции известных теологов. В течение трех лет (1116–1119) сам преподавал в Багдаде в медресе «Низамийа». Много путешествовал, пользовался славой искусного полемиста. Умер аш-Шахрастани в Шахрастане в 1153.
Автор многих сочинений, из которых сохранилось только четыре, аш-Шахрастани известен прежде всего своим трудом Книга о религиях и сектах (Китаб ал-милал ва-н-нихал). Книга состоит из двух частей. В первой дается описание сект, существовавших внутри ислама. Во второй части излагаются различные учения древних и исламских философов. Исходным пунктом для их описания стал известный хадис, согласно которому Мухаммед известил о разделении общины на 73 секты, из которых спасется лишь одна, а остальные погибнут. Этой единственной сектой является та, к которой принадлежит он сам и его сподвижники, «люди сунны и согласия». Согласно аш-Шахрастани, наличие многочисленных сект играет важную роль, являясь фактором сомнения и источника разномыслия. Источник сомнения он отнес к библейско-кораническому сомнению Сатаны (Иблиса) в божественной справедливости, выразившемуся в семи вопросах, адресованных Богу: 1) зачем Бог сотворил Сатану, зная, что из него получится; 2) зная, что созданный повиноваться, он ослушается Бога; 3) почему сотворенный повиноваться Богу, он должен поклоняться Адаму; 4) почему за желание поклоняться только Богу и отказ поклоняться Адаму Сатана был изгнан из рая; 5) зачем Бог снова вернул его в рай, зная, что это кончится искушением Адама; 6) зачем Бог предоставил Сатане еще и власть над потомками Адама; 7) почему Бог дал Сатане отсрочку до дня воскрешению а не погубил его сразу, освободив человека от зла и дав ему мир и покой.
Помимо проблемы сатанинского сомнения, аш-Шахрастани выделил еще четыре кардинальных основоположения, порождавшие разномыслие. Первое касалось догмата о единобожии и божественных атрибутах; второе – предопределения и божественной справедливости; третье – вопросов веры, покаяния, кары, неверия и пр.; четвертое – откровения, роли разума, посланничества и условий имамати как божественного установления или как единодушного установления общины. Трактовка данных основоположений, как считал аш-Шахрастани, позволяет выделить четыре главные школы в теологии: кадаритов (сторонников свободы воли человека), сафатитов (признававших, в отличие от мутазилитов, противников антропоморфизации Бога, наличие у Аллаха предвечных качеств, таких, как знание, всемогущество, бессмертие, жедание, слух, зрение и т.п.), шиитов (приверженцев признания законной лишь власти потомков праведного халифа Али) и хариджитов (противников наследования имамата по линии Али). Эти большие секты, считал аш-Шахрастани, имеют ответвления, которые могут объединяться по каким-то вопросам, создавая дополнительные секты. В результате таких процессов и образуются 73 секты. Более мелкие ответвления, выражающие несущественные расхождения, к сектам относиться не должны – иначе их число будет необозримо.
Существенной стороной ересиографии, представленной в Книге о религиях и сектах, является стремление автора к объективности, непредвзятости при изложении учений, защищаемых той или иной сектой. Сам аш-Шахрастани принадлежал к секте ашаритов, которая придерживалась позиции компромисса между мутазилитами – радикальными рационалистами в трактовке теологических проблем – и консерваторами. Радикальная критика традиционного богословия стала опасной, пришла пора сокрытия истинных убеждений, сглаживания противоречий между крайними позициями, время выживания, умеренности и компромисса. Однако постепенно во взглядах аш-Шахрастани все сильнее проявлялись воззрения исмаилитов. Его даже обвиняли в том, что он в своих лекциях никогда не аргументировал цитатами из Корана и не ссылался на хадисы, стремился дать философское истолкование коранического учения. Исмаилитские убеждения аш-Шахрастани проявились в его критике Ибн Сины (трактат Полемика с философами).
Эта критика содержится и во второй части Книги о религиях и сектах, специально посвященной хронологическому изложению античных философских систем, начиная с Фалеса, Гераклита и других мудрецов древности и кончая современными аш-Шахрастани мыслителями. Аш-Шахрастани считают первым в мусульманском мире историком философии. Это сочинение, по мнению современного исследователя Али Сами ан-Нашшара, является «наиболее компетентным средневековым арабским источником по истории античных учений». О популярности книги свидетельствует то, что, написанная на арабском языке, она неоднократно переводилась на персидский, а позднее многократно переиздавалась в Египте, Индии, Иране и Турции.
Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах, ч. 1. М., 1984
Прозоров С.М. Введение и комментарии к аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах, ч. 1. М., 1984
Ответь на вопросы викторины «Философия»