АПОЛЛОН И АРТЕМИДА
АПОЛЛОН И АРТЕМИДА (Диана) – в древнегреческой религии и мифологии – дети верховного бога Зевса и титаниды Лето; были близнецами. Они выросли на острове Делос, где Лето пришлось укрываться от ревности и ненависти жены Зевса Геры, и где впоследствии Аполлону и Артемиде были посвящены святилища. Аполлон был одним из самых важных античных богов – богом музыки, поэзии, очищения, пророчества и целительства. Лишь в более поздних мифах его начинают ассоциировать с солнцем. Ему приписывалось учреждение оракулов в Дельфах и других, менее важных религиозных центрах. В Аполлоне нередко видят анатолийское божество, воспринятое греками. В «Илиаде» Гомера он поддерживает троянцев Малой Азии в войне против греков, однако в классическую эпоху становится едва ли не самым «греческим» из богов, изображаемым в виде прекрасного безбородого юноши. Оружие Аполлона – лук.
Его сестра Артемида – охотница, покровительница охотников и богиня диких мест и зверей, она также использует лук в качестве оружия. Во многих местах с ней отождествлялись древние доэллинские богини. Артемида девственна, однако в то же время она является богиней чадорождения, а в городе Эфесе на западном побережье Малой Азии она изображалась со множеством грудей. Создается впечатление, что ее девственность лишь символизирует ее независимость и превосходство над мужским полом. Она охотится в диких местах в сопровождении нимф (греч. «юная женщина»). Охотника Актеона, подсмотревшего ее купание в лесном ручье, она наказала, превратив в оленя, которого растерзали его же собственные псы. Вместе со своим братом Аполлоном она погубила семерых сыновей и семерых дочерей смертной женщины Ниобы, похвалявшейся тем, что у нее больше детей, чем у богини Лето, – яркая иллюстрация к распространенной теме божественного гнева, вызванного человеческой гордыней.
Именно Артемиде Агамемнон, возглавивший поход на Трою, должен был принести в жертву свою дочь Ифигению в наказание за незначительную обиду, нанесенную им богине во время охоты. Однако, согласно одной из версий, Артемида в последний момент спасает деву, заменив ее на жертвенном алтаре ланью. Позднейшие предания отождествляют Артемиду с богиней жителей Тавриды (на побережье Черного моря) и сообщают, что Ифигения сделалась жрицей Артемиды в Тавриде и оставалась там, пока ее не увез ее брат Орест.
См. также МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ.
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»