ВИОЛА
ВИОЛА, название семейства смычковых инструментов, популярных с 15 по 18 вв. Виолы отличались от инструментов скрипичного семейства прежде всего тем, что играли на них, упирая в колено или держа между коленями, – отсюда и родовое название виола да гамба («ножная виола»), чтобы не смешивать с виолой да браччо («ручной виолой»), предшественницей скрипичного семейства. В источниках упоминаются 6 видов виол, но главных разновидностей было три: скрипичная, теноровая и басовая. Во второй половине 17 в. мягкого, приглушенного тембра виолы уступили место блестящим скрипкам, и в употреблении осталась только басовая разновидность виол. Именно эта басовая виола с шестью струнами (настройка – ре, соль, до, ми, ля, ре1) называлась виолой да гамба или, сокращенно, просто гамбой. Во второй половине 17 – первой половине 18 вв. для нее было написано много произведений.
Разновидностью семейства виол является и виоль д'амур. Это название в 18 в. относилось к виоле скрипичного типа с набором металлических струн, натянутых под обычными жильными струнами, по которым играли смычком. На металлических струнах непосредственно не играли, но они начинали звучать от вибрации жильных струн – феномен, известный как симпатическая вибрация. К виольному семейству принадлежал и баритон – басовая гамба с шестью игровыми струнами и многочисленными металлическими струнами под ними, которые надо было защипывать. Этот неуклюжий инструмент прожил короткую и не очень счастливую жизнь в германоязычных регионах; его вспоминают сегодня лишь потому, что Гайдн написал много пьес для игравшего на нем своего патрона, князя Эстерхази. Только одна виола избежала общей участи виол, замененных скрипками, – это виолоне, или контрабасовая виола. Она постепенно приобрела некоторые черты скрипки – такие, как количество струн и отсутствие ладов на грифе, сохранив, однако, отдельные особенности старого виольного семейства, включая плоскую нижнюю деку, покатые плечи и настройку по квартам. Поэтому современный контрабас считается одновременно и виолой, и скрипкой.
Струве Б.А. Процесс формирования виол и скрипок. М., 1959
Ответь на вопросы викторины «Экзамен по Рок-н-Роллу»