ВИЛА-ЛОБОС, ЭЙТОР
ВИЛА-ЛОБОС, ЭЙТОР (Villa-Lobos, Heitor) (1887–1959), бразильский композитор.
Родился в Рио-де-Жанейро 5 марта 1887. В возрасте шести лет под руководством отца начал учиться игре на виолончели, а пять лет спустя уже владел кларнетом, гитарой и другими инструментами. В юности много путешествовал по Бразилии, собирая музыкальный фольклор. Впоследствии впечатления от бразильской музыки, в которой слились народные, популярные и индейские элементы, отразились в его произведениях. Уже зрелым композитором Вила-Лобос приехал в 1922 в Париж, где его музыка получила первое признание. Вернувшись в Бразилию, полностью посвятил себя творчеству. В 1932 стал руководителем музыкального воспитания в Бразилии. Вила-Лобос организовал музыкальные школы и хоровые коллективы в разных городах и стал известен во всей стране. С 1944 по 1959 он неоднократно приезжал в США, где дирижировал премьерами ряда своих сочинений и в 1948 принял участие в постановке своей оперы Малазарте (1921). Умер Вила-Лобос в Рио-де-Жанейро 17 ноября 1959.
Глубокое почитание Вила-Лобосом творчества Баха вызвало к жизни знаменитые Бразильские бахианы (Bachianas brasileiras, 1930–1945), десять сюит для разных инструментальных составов. Вила-Лобос культивировал два национальных музыкальных жанра: сереста (тип традиционной песни) и шоро (синтез бразильских, индейских и популярных музыкальных элементов).
Вила-Лобос – один из самых плодовитых современных композиторов; жанровый диапазон его творчества простирается от опер и симфонических форм до обработок детских песен. Среди основных его сочинений – симфонические поэмы Уирапуру (Uirapurú, 1917), Амазонки (Amazonas, 1927); Рудепоэма (Rudepoêma, 1921–1926) и Шоро № 5: Alma brasileira (1926) для фортепиано; Шоро № 8 (1925) для двух фортепиано с оркестром; Шоро № 10 (1925) для хора с оркестром; Бразильская бахиана № 1 (1930) для восьми виолончелей и Сересты (Serestas (1924–1941) для голоса и фортепиано.
Мариз В. Э.Вила-Лобос. Л., 1977
Ответь на вопросы викторины «Экзамен по Рок-н-Роллу»