УЭЙТС, ТОМ
УЭЙТС, ТОМ (Waits, Thomas Alan) (р. 1949), американский певец.
Родился Том Уэйтс 7 декабря 1949 в городе Помона, штат Калифорния.
Этот неординарный музыкант, отличающийся независимым характером и нестандартным мышлением, известен благодаря ярким особенностям своего образа: хриплый, надорванный голос, всклокоченная шевелюра, нарочито шероховатая, неприглаженная манера игры на музыкальных инструментах, и репертуар, состоящий из непередаваемо печальных баллад, а также разухабистых, почти пиратских песен. Музыка Уэйтса меняется от альбома к альбому, но уникальная манера исполнения позволяет узнать ее с первых же секунд. Творчество Уэйтса оказало влияние на многих исполнителей, в том числе английскую группу «Тайгер Лилиз» (Tiger Lilies), а также российских музыкантов: Гарика Сукачева, группу «Ленинград» и др.
Окончив школу в Сан-Диего, Том Уэйтс перепробовал множество профессий. Он был швейцаром, поваром и ресторанным пианистом. Его привлекала атмосфера баров и дешевых гостиниц: наблюдая за людьми, он набирался жизненного опыта. Впоследствии эти наблюдения и беседы с разными людьми стали основой для его песен. Молодому Тому Уэйтсу нравилась эстетика неблагополучных городских кварталов: их бурная, бедная, но свободная жизнь, в которой происходят события более яркие и проявляются чувства более сильные и непосредственные, чем в районах, где проживает респектабельная и обеспеченная публика.
Интересы Тома Уэйтса не совсем совпадали с увлечениями его сверстников: в то время, как вся Америка в конце 1960-х была охвачена движением хиппи и психоделической культурой, Уэйтс слушал би-боп (be-bop) 1940-1950 гг., авангардный джаз и тяготел к настроениям поколения послевоенных битников (beatniks). Однако именно творчество Боба Дилана (Bob Dylan), кумира американской молодежи 1960-х, сподвигло его на сочинение собственных песен. Том Уэйтс увлекался книгами Джека Кераука и Чарлза Буковски, что сильно ощущается в его раннем творчестве. Он пел грустные баллады о любви, одиночестве, жизни на улицах и в ночных барах. Часто использовал образ моряка, человека, не привязанного ни к какому определенному месту.
В 1972 он постоянно выступал в лос-анджелесском ночном клубе «Трубадур». Поклонниками его творчества были такие известные музыканты, как Элтон Джон (Elton John), Джони Митчел (Joni Mitchell), Бонни Райтт (Bonnie Raitt). Херб Коэн (Herb Cohen) помог Тому Уэйтсу заключить контракт со звукозаписывающей фирмой «Эйсэлим».
В 1973 вышла дебютная пластинка Тома Уэйтса Время закрытия (Closing Time) – имелось в виду, конечно же, закрытие бара. Звучание ее было вполне традиционным: мягкие фортепьянные джазовые баллады и слегка хрипловатый голос Уэйтса сопровождались партиями трубы, струнного оркестра, иногда барабанов. Известная группа «Иглз» (Eagles) включила первую песню этого альбома Оле'55 (Ole'55) в свой репертуар.
В 1974 выходит второй диск певца Сердце субботнего вечера (Heart of Saturday Night), который в целом продолжил линию предыдущего альбома, но в голосе Уэйтса прибавилось хриплости. Грустные и задушевные песни Уэйтса отличаются не только замечательными мелодиями, но и поэтическими текстами, образными, длинными и довольно сложными для поп-музыки.
Том Уэйтс интенсивно развивал свою исполнительскую манеру. В 1975 он выпустил двойной альбом Nighthawks at the Diner (Примерный перевод «„Совы" в закусочной»). Этот альбом представляет собой запись выступления певца в одном из баров. Музыкальные композиции чередуются с продолжительными монологами и устными историями, рассказываемыми певцом. Эта запись очень показательна, она передает ту атмосферу ночной жизни, которую музыкант воспевал, и в которой он жил.
Альбом 1976 Мелкая сошка (Small Change) представлял вокал Уэйтса в его «классическом» звучании: невероятно хриплый, надрывный голос, часто переходящий в рычание. Многие слушатели полагали, что Том Уэйтс – пожилой чернокожий певец. Трудно было представить, что это поет белый 27-летний парень. Мелкая сошка содержит такие хрестоматийные песни Уэйтса, как Блюз Тома Трауберта (Tom Traubert's Blues) и Это пианино пьяное (а не я) (The Piano Has Been Drinking (Not Me).
Следующим альбомом Уэйтса стал диск Заграничные дела (Foreign Affairs, 1977), звучание которого было более джазовым и прозрачным. Для дуэта в одной из песен он пригласил певицу и киноактрису Бетт Мидлер (Bette Midler).
Но более известной стала работа 1978 года Грустные валентинки (Blue Valentines, т.е. письменные послания на Валентинов день). Том Уэйтс ввел электрогитару, и звучание приобрело скорее ритм-н-блюзовый, чем джазовый оттенок.
Линию жесткого ритм-н-блюза музыкант продолжил в альбоме Сердечный приступ и виноградная лоза (Heart Attack and Vine, 1980). Аудитория Уэйтса расширяется, потому что этот диск имел звучание, более привычное для любителей рока. В 1980-е Том Уэйтс приобрел широкую известность. Ранее он был популярен среди узкого круга слушателей.
Массовая популярность, однако, не подтолкнула Уэйтса к коммерциализации своего творчества. Напротив, именно в 1980-х он проводил радикальные эксперименты со звучанием. Так, традиционные музыкальные инструменты были заменены на необычные: котелки, кастрюли и прочее в альбоме Тромбон из рыбы-меч (Swordfishtrombone, 1983). Уэйтс пригласил к сотрудничеству музыкантов, имевших нетипичный подход к звучанию. Например, гитарные партии альбома Собаки дождя (Rain Dogs, 1985) исполнил известный гитарист-экспериментатор Марк Рибо (Marc Ribot), а на альбоме 1991 года можно встретить имя Леса Клэйпула (Les Claypool), бас-гитариста и лидера авангардной хард-фанковой команды «Праймус» (Primus).
В 1982 Уэйтс женился на Кэтлин Бреннан (Kathleen Brennan), которая стала сопродюсером последующих его альбомов.
Уэйтс интересуется кинематографом и театром. Он написал музыку для кинокартин, как, например, От всего сердца (One From the Heart) Фрэнсиса Форда Копполы, а также снялся в кино в одной из главных ролей в фильме Джима Джармуша Вниз по закону (Down by Law, 1986), в эпизодах у Копполы в фильмах Бойцовые рыбки (Rumble Fish), Дракула (Dracula), у Терри Гильяма в Король-рыбак (The Fisher King), а также у других режиссеров. В 1987 вышел альбом Дикие годы Фрэнка (Frank's Wild Years), где представлены песни, написанные для одноименной театральной постановки. В фильме Большое время (Big Time, 1988) выступления Тома Уэйтса чередуются со всевозможными причудливыми постановочными эпизодами, и в том же году вышел одноименный концертный альбом.
Только через три года Том выпустил следующий альбом Костяная машина (Bone Machine, 1991), который получился чрезвычайно удачным: резкие, почти «индустриальные» номера соседствуют с нежными, проникновенными балладами. Уэйтс снял несколько видеоклипов (что он делает довольно редко), в том числе к популярной песне Я не хочу взрослеть (I don't wanna Grow up).
В 1992 Уэйтса написал музыку к кинокартине Джима Джармуша Ночь на Земле (Night on Earth). Уэйтс сотрудничал с известным писателем Уильямом Берроузом в работе над спектаклем Черный всадник (Black Rider), музыка к которому вышла отдельной пластинкой в 1995.
После продолжительной паузы в 1999 вышел очередной диск Вариации мула (Mule Variations). Он содержит много прекрасных песен, но по звучанию этот диск мало чем не отличается от пластинки 1991.
Весной 2002 Уэйтс издал сразу два альбома Кровавые деньги (Blood Money) и Алиса (Alice) и тем удивил свою публику. Все привыкли, что временные промежутки между каждым новым диском певца увеличиваются. Однако оказалось, что эти два альбома содержат старые записи: Кровавые деньги – это музыка к постановке пьесы Войцек Г.Бюхнера, а Алиса – к спектаклю по мотивам книги Алиса в стране чудес Л.Кэррола. Музыка этих альбомов не была неожиданной: все та же линия Костяной машины, но на фоне гнетущей, сумрачной атмосферы.
В дискографии Тома Уэйтса есть несколько сборников, как Непригодные чеки (Bounced Checks, 1981), Годы на «Эсайлэм» (The Asylum Years, 1984), Ранние годы (The Early Years, 1991-1992), Прекрасные мелодии (Beautiful Maladies, 1998), на которых представлены записи музыканта первых лет музыкальной карьеры, в том числе ранее не издававшиеся песни.
Александр Зайцев
Ответь на вопросы викторины «Экзамен по Рок-н-Роллу»