СОНДХАЙМ, СТИВЕН ДЖОШУА
СОНДХАЙМ, СТИВЕН ДЖОШУА (Sondheim, Stephen Joshua) (р. 1930), американский композитор и либреттист. Родился 22 марта 1930 в Нью-Йорке. Когда ему было около десяти лет, родители разошлись, и он переехал с матерью в Пенсильванию. Интерес к музыке и к театру проявился очень рано, в 15 лет он написал свой первый мюзикл, названный От Джорджа.
В числе ближайших соседей Сондхайма оказался известный сочинитель песен Оскар Хаммерстайн II. Пора ученичества сменилась учебой в Уильямс-колледже, который он окончил в 1950. В Нью-Йорке Сондхайм написал несколько эпизодов для телесериала «Топпер». В 1955 он писал стихи и музыку для мюзикла В субботу вечером, который не вышел на экраны в связи со смертью продюсера. Тем не менее именно эта работа проложила Сондхайму путь на Бродвей: Леонард Бернстайн, услышав сделанную запись, пригласил Сондхайма написать стихи для Вестсайдской истории.
Следующий спектакль Сондхайма – Цыганка, мюзикл, в основу которого была положена автобиография королевы бурлеска цыганки Розы Ли. Премьера состоялась в 1959, и спектакль сразу же стал хитом сезона. В 1973 мюзикл был поставлен в Лондоне, с Анджелой Лэнсбери в роли цыганской королевы, с нею же спектакль год спустя был сыгран на Бродвее. Еще одна бродвейская постановка датируется 1989.
В 1962 состоялась бродвейская премьера мюзикла, где впервые Сондхайму принадлежали и стихи, и музыка: Забавный случай по дороге на форум. В основу сюжета авторами сценария Бертом Шевловым и Ларри Гелбартом были положены комедии Плавта. В итоге получилось вполне традиционное зрелище, бурлескное, достаточно фривольное, с узнаваемой музыкой Сондхайма, написанной в откровенно ироничном ключе. В 1963 Сондхайму была присуждена премия «Тони». Новая постановка была осуществлена в 1971 в Лос-Анджелесе, год спустя ее перенесли на Бродвей. Успех имела и постановка 1996.
В этот период Зондхайм пишет мюзиклы Свистеть может каждый (1964) и Неужели я слышу вальс? (1965). В 1970 была сыграна премьера необычного произведения, которое окрестили «концептуальным мюзиклом», в постановке Хэролда Принса и с хореографией Майкла Беннета – Компания, имевшая успех у зрителей и критиков. Музыка Сондхайма звучала очень необычно, стихи носили характер философской лирики, иногда чрезмерно серьезной. Результат – шесть премий «Тони», в том числе за лучший мюзикл, лучшую музыку и лучшие стихи. В 1971 за выпущенный альбом с записью этого мюзикла Сондхайм получил первую в своей жизни премию «Грэмми».
В том же 1971 в компании с теми же Принсом и Беннетом был поставлен еще один мюзикл – Варьете, однако постановка закончилась провалом. Источником замысла следующей работы Сондхайма стал знаменитый фильм 1955 Ингмара Бергмана Улыбки летней ночи. Свой следующий бродвейский спектакль Сондхайм назвал Ночная серенада, который получил несколько премий «Тони», в том числе за стихи и музыку. В этом спектакле впервые прозвучала песня Сондхайма, ставшая знаменитым шлягером, – Позовите клоунов.
К амплуа поэта, автора стихов, Сондхайм вернулся в 1974, когда в соавторстве с Леонардом Бернстайном, сочинял новую версию мюзикла Кандид. Затем был написан мюзикл Тихоокеанские увертюры (1976), где Сондхайму принадлежали и стихи, и музыка. В том же 1976 в Лондоне было представлено музыкальное ревю Сондхайма Бок о бок, годом позже с огромным успехом прошедшее на Бродвее.
В 1979 Сондхайм окончательно нокаутировал Бродвей своим новым мюзиклом Суини Тодд: демон-цирюльник с Флит-стрит. Получив восемь премий «Тони», в том числе за лучший мюзикл и лучшую музыку, он с успехом прошел также и в Лондоне: впервые в 1980, затем в 1993 в Королевском Национальном театре.
В 1981 Сондхайм пишет музыку к фильму Уоррена Битти Красные, а также ставит мюзикл Весело катим. В 1984, в союзе с бывшим художником, а ныне драматургом Джеймсом Лэпайном создает мюзикл Воскресенье в парке с Джорджем, за основу которого была взята картина французского живописца Жоржа Сера. В 1986 они представили мюзикл В леса. Сондхайм получил две премии «Тони»: за лучший мюзикл и лучшие стихи, а также две премии за лучший мюзикл от нью-йоркских театральных критиков. В 1990 Сондхайм получил «Оскара» за песню Рано или поздно, написанную им для фильма Дик Трейси и вошедшую в репертуар Мадонны.
В 1993 Сондхайм получил премию Центра Джона Кеннеди в Вашингтоне. В 1997 Национальный фонд искусств наградил Сондхайма медалью за достижения в области искусства.
Ответь на вопросы викторины «Экзамен по Рок-н-Роллу»