САТИ, ЭРИК
САТИ, ЭРИК (Satie, Erik) (1866–1925), французский композитор. Родился 17 мая 1866 в Онфлер. Его отец был музыкальным издателем, мать – композитором и пианисткой. Сати учился некоторое время в Парижской консерватории (1883–1884) у Э.Жиро и Ж.Матиаса. Нуждаясь в деньгах, он подрабатывал игрой на фортепиано в кабачках Монмартра. В те времена он познакомился и подружился с Клодом Дебюсси, который был пленен изящными гармониями Сати. В 1898 Сати переселился с Монмартра в предместье Аркей. В 1905 он решил сменить эстетическую ориентацию и изгнать из своего творчества импрессионизм. Для этого он отправился изучать контрапункт к А.Русселю в «Схола канторум». Прошло время, и Сати стал во главе художественного кружка, т.н. Аркёйской школы, которая объединяла ведущих парижских композиторов, художников и поэтов. Умер Сати 1 июля 1925.
До сих пор одни называют Сати гением, а другие – шарлатаном. Однако нельзя отрицать, что встреча с ним кардинально изменила мировоззрение Дебюсси. Ранние сочинения Сати, в особенности Три гимнопедии (Trois gymnopédies) для фортепиано соло (1877), основаны на свободном использовании последовательностей нонаккордов, но и до Сати подобный прием встречался у С.Франка и Э.Шабрие. Сати первым ввел последовательности аккордов, построенных по квартам; этот прием появился в его Сыне звезд (Le fils des étoiles, 1891). Такого рода открытия были подхвачены практически всеми французскими композиторами; можно утверждать, что Сати предвосхитил многое из того, что характерно для французской музыки направления «модерн».
Первым убедительным результатом занятий Сати в «Схола канторум» стало сочинение Сократ (Socrate, 1919) для четырех сопрано и камерного оркестра на тексты из диалогов Платона.
Натура Сати причудлива и фантастична. Он обожал давать своим сочинениям немыслимые названия, вроде Трех пьес в форме груши (Trois morceaux en forme de poire, 1903). Любил печатать ноты красной краской и писать к своей музыке абсурдные, на первый взгляд, пояснения, и не любил выставлять тактовые черты. Стиль его мышления был столь нов, что многие отказывались (и до сих пор отказываются) воспринимать Сати всерьез. Однако его влияние на французских авторов ощутимо даже сегодня.
См. также АЛЬТЕРНАТИВНАЯ МУЗЫКА.
Филенко Г. Французская музыка первой половины ХХ века. Л., 1983
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»