ХЕНДРИКС, ДЖИМИ
ХЕНДРИКС, ДЖИМИ (Hendrix, Jimi) (1942–1970), американский гитарист, певец, композитор.
Почти все современные рок-гитаристы признают, что Джими Хендрикс в той или иной степени оказал на них влияние. Со дня гибели Хендрикса в мире не появилось ни одного гитариста, способного так преобразить рок-музыку, как это сделал он. Феномен Джими Хендрикса заключается не столько в его виртуозной исполнительской технике, сколько в уникальном музыкальном мышлении и подходе к звучанию. Джими Хендрикс извлекал из гитары такие звуки, о которых никто до него и не помышлял.
Джими Хендрикс (полное имя Джеймс Маршалл Хендрикс – James Marshall Hendrix) родился 27 ноября 1942 в Сиэтле, штат Вашингтон. В юности заинтересовался гитарой, имея при этом много других увлечений: живопись, литература и др. В конце 1950-х он отправляется в армию, где находит способ продолжать свои музыкальные занятия, участвуя в армейском оркестре. Демобилизовавшись в связи с переломом ноги после неудачного прыжка с парашютом, Хендрикс решает сконцентрироваться на музыке. Он берет псевдоним Джимми Джеймс и, набираясь опыта, работает сессионным музыкантом в студии, а также участвует в сопровождающих группах таких «звезд» черной музыки, как Литтл Ричард (Little Richard), Айк и Тина Тернер (Ike and Tina Turner), Айзли Бразерс (Isley Brothers) и др.
Хендрикс обладал талантом писать редкие по красоте песни и сочинять глубокие тексты к ним. Он умел сделать из концерта захватывающее зрелище, используя разнообразный арсенал приемов: от игры зубами, до эффектного крушения аппаратуры. Свое выступление на фестивале в Монтери (США, 1967) он завершил тем, что облил свою гитару бензином и поджег ее.
«Черный Элвис», – так его назвали британские газеты в 1967, имея в виду то, что у рок-н-ролла появился новый, чернокожий король.Хендрикс был метисом, в нем текла и афроамериканская, и индейская кровь.
В 1964 он переезжает в Нью-Йорк, где собирает группу «Джимми Джеймс энд зе Блю Флэймс» («Jimmy James and the Blue Flames»). Джими часто голодает, но не теряет уверенности в том, что он добьется успеха.
Однажды на концерт его группы приходит Чес Чендлер (Chas Chandler), музыкант английской группы «Энималз» («Animals»). Чендлер заинтересовывается манерой игры гитариста и предлагает ему ехать в Англию, где он сможет устроить Хендриксу выступления. Эти концерты потрясают искушенную лондонскую публику, среди которой присутствовали «Битлз» («Beatles»), «Ху» («The Who») и прочие знаменитости. Джефф Бэк (Jeff Beck), известный английский блюзовый гитарист выразился так: «После того, как появился Хендрикс и сделал то, что сделал, все мы стали выглядеть как компания библиотекарей».
Чендлер помогает Хендриксу организовать группу. В нее входят барабанщик Митч Митчелл (Mitch Mitchell) и гитарист Ноэл Реддинг (Noel Redding), который быстро переучивается на бас-гитариста. Группа получает название Опыт Джими Хендрикса (The Jimi Hendrix Experience) и моментально превращается в лабораторию новаторской музыки и нового звучания.
В начале 1967 появляется первый сингл (маленькая пластинка, расчитанная на продажу одной песни) группы «Хей Джо» («Hey Joe») (обработка традиционного американского блюза), занявшая в Англии 6 место в хит-параде, а затем песня Пурпурная дымка (Purple Haze), поднявшаяся до 3 места. Вскоре выходит дебютный альбом Есть ли у вас опыт? (Are You Experienced?).
Вскоре появляется американское издание этой пластинки, и Хендрикс отправляется к себе на родину с первым турне. Соединенные Штаты покоряются ему незамедлительно.
Необычным для рока того времени было тяжелое и плотное звучание его композиций. Во всех них несомненно присутствовал дух психоделии. Гитара Хендрикса звучала необузданно, непредсказуемо, при каждой возможности срываясь в ипровизационный полет. Не сдерживал себя и барабарнщик Митч Митчел, прекрасно соответствуя хендриксовской линии интуитивной игры. Это была музыка, которая раскрепощала и слушателей, и самих музыкантов. Группа непрерывно гастролирует, в 1968 выпускает второй альбом Главная ось: смелый, как любовь (Axis: Bold as Love), и через некоторое время двойной диск Электрическая Страна Леди (Electric Ladyland) – результат интенсивных поисков и экспериментальной работы в собственной студии Хендрикса, которая так и называлась «Электрик Ледилэнд».
Хендрикс был добрым и даже застенчивым человеком (считая, что у него нет голоса, он часто стеснялся петь, особенно в студии, где во время записи вокала прятался от присутствующих за занавеской). Но все же именно личные противоречия между Хендриксом и Чендлером привели в 1968 к распаду «Опытов». Хендрикс был «звездой», и вокруг него вилось много «друзей». Некоторые из них старались внушить ему, что черному музыканту нельзя сотрудничать с белыми людьми. Чендлер однажды просто покинул студию, устав от постоянной свиты Хендрикса.
Он орагнизует новую группу, под названием «Electric Sky Church» («Электрическая Небесная Церковь», или другой вариант перевода «Церковь Электрического Неба»), с которой выступает на фестивале в Вудстоке (август 1969). В этом выступлении историки музыки отмечают прежде всего 10-минутное психоделическое исполнение Хендриксом гимна США.
Следующим этапом музыкального поиска Хендрикса стало создание «Band of Gypsys» («Цыганского оркестра»), совместно с барабанщиком Бадди Майлзом (Buddy Miles) и армейским товарищем Хендрикса Биллом Коксом (Bill Cox), который играл на бас-гитаре.
В музыке Хендрикса в этом проекте чувствуется сильное влияние фанка. Первый же концерт группы, состоявшийся в конце декабря 1969 вскоре был издан на диске под названием Цыганский оркестр.
Но в 1970 Хендрикс снова меняет направление и работает над музыкой, которая ближе по звучанию к его ранним произведениям. С ним снова сотрудничает Митч Митчелл, пришедший на смену Майлзу, и в составе Хендрикс-Митчел-Кокс записывается пластинка Крик любви (Cry of Love), которая становится последней прижизненной его работой.
18 сентября 1970 Хендрикс погибает в результате несчастного случая. Причиной тому явились нарокотики и алкоголь. Эта смерть оказалась одной из первых больших утрат рока конца 1960-х начала 1970-х.
Количество пластинок, вышедших после гибели Хендрикса, исчисляется сотнями, настолько велик оказался объем его наследия, настолько интенсивно и самозабвенно он работал в студии. Эти пластинки, официальные и нелегальные, представляют собой многочисленные коцертные записи, постоянно обнаруживающиеся неизданные студийные эксперименты, записи сделанные в составе сопровождающих групп других артистов в ранние периоды его музыкальной карьеры. Эти записи имеют большую ценность, потому что Хендрикс интересен в любом проявлении. Наиболее показательные диски: Остров Уайт (Isle of Wight, концертный, 1971), Редкий Хендрикс (Rare Hendrix, 1975), Проснулся утром и обнаружил себя мертвым (Woke Up This Morning And Found Myself Dead, 1980, запись совместного музицирования с Джимом Моррисоном, чем и примечательна, хотя на игре порой отражается далеко не трезвое состояние музыкантов), Радио Один (Radio One, 1989).
В 2002 выпущена юбилейная коллекция из двух дисков (концертные и студийные записи) под названием Дитя вуду (Voodoo Child). Музыка Джими Хендрикса и по сей день звучит очень современнно.
Александр Зайцев
Ответь на вопросы викторины «Экзамен по Рок-н-Роллу»