ГУРИЛЕВ, АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ
ГУРИЛЕВ, АЛЕКСАНДР ЛЬВОВИЧ (1803–1858), русский композитор, пианист, педагог.
Родился в Москве 22 августа (3 сентября) 1803 в семье крепостного музыканта Льва Степановича Гурилева (1770–1844) – композитора и дирижера, автора фортепианных произведений и духовной музыки, ученика Джузеппе Сарти (1729–1802), руководителя оркестра в имении графа В.Г.Орлова под Москвой. Обучался у отца, играл в оркестре на скрипке и альте, а также у домашних учителей Орловых – знаменитого пианиста Джона Филда (1782–1837) и по композиции у Иосифа Геништы (1795–1853). В 1831 семья получила вольную и обосновалась в Москве. Здесь Гурилев приобрел известность как композитор, пианист и педагог. Участвовал в квартете князя Н.Б.Голицына, сблизился с А.Е.Варламовым. В последние годы жизни страдал тяжелым психическим заболеванием. Умер Гурилев в Москве 30 августа (11 сентября) 1858.
Расцвет творчества Гурилева приходится на 1840-е годы и связан с вокальной лирикой – романсами и «русскими песнями», некоторые из них несут на себе отпечаток цыганской исполнительской манеры (ряд песен исполнялся московскими цыганами). Среди популярных романсов – Оправдание, И скучно, и грустно на стихи Лермонтова, Разлука (На заре туманной юности) на стихи Кольцова. Всего Гурилевым опубликовано около 90 авторских произведений в этом жанре (на стихи русских поэтов, как классиков, так и второстепенных авторов) и сборник Избранные народные песни (1849). Будучи искусным пианистом, он оставил довольно большое наследие в этой области, в основном вариации и миниатюры (в их числе вариации на тему из оперы Жизнь за царя Глинки и вариации и транскрипции песен Варламова и Алябьева). Лирика Гурилева по сравнению с творчеством его современников, тоже мастеров московской школы – Варламова и Алябьева, отличается камерностью, близостью к бытовому музицированию, элегичностью (иногда до сентиментальности), а также соединением песенности с элементами бельканто.
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»