ФЕДОСЕЕВ, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
ФЕДОСЕЕВ, ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ (р. 1933), русский дирижер. Родился в Ленинграде 5 августа 1933. Окончил Гнесинский музыкально-педагогический институт (1957; ныне Академия музыки имени Гнесиных) и аспирантуру Московской консерватории (1972). С 1959 – художественный руководитель и главный дирижер Оркестра народных инструментов Всесоюзного радио и Центрального телевидения.
В 1974 сменил Г.Н.Рождественского на посту художественного руководителя Большого симфонического оркестра (БСО) Всесоюзного радио и Центрального телевидения (с 1993 – Большой симфонический оркестр имени П.И.Чайковского) и продолжает бессменно возглавлять этот коллектив вплоть до нынешнего времени (2001). Тогда же дебютировал в опере – в спектакле Большого театра Евгений Онегин Чайковского. Сотрудничал с ленинградским Театром оперы и балета имени Кирова в постановке Царской невесты Римского-Корсакова; выступал также с Академическим оркестром Ленинградской филармонии, руководимым Е.А.Мравинским, находился под влиянием этого дирижера. В первые годы работы с БСО сделал ряд ценных записей оперных произведений, в частности Черевичек Чайковского, Снегурочки и Майской ночи Римского-Корсакова (за последнюю работу был удостоен премии «Золотой Орфей» французской звукозаписывающей фирмы «Chant du monde»).
С 1997 – главный дирижер Венского филармонического оркестра (после Г. фон Караяна). Много выступает как симфонический дирижер в России и за рубежом, причем за рубежом нередко и в амплуа оперного дирижера.
Репертуар Федосеева имеет в своей основе русскую классику; в него входят, в частности, все симфонические произведения Глинки и обе его оперы; почти все симфонические и оперные произведения Чайковского; все симфонические опусы Бородина, Римского-Корсакова, Мусоргского, Лядова, все симфонии Глазунова, многочисленные сочинения Танеева, Рахманинова, Скрябина. Федосеев играет все симфонии Шостаковича, освоил почти целиком симфоническое наследие Прокофьева, интерпретирует современную русскую музыку направления, преемственного с классикой (любимые авторы – Г.В.Свиридов и Б.А.Чайковский). В последние годы Федосеев чаще обращается и к западному репертуару, преимущественно классическому.
Дирижерская манера Федосеева отмечена естественностью, спонтанностью, вниманием к мелодическому, напевному началу; эта типично русская черта, усиленная опытом работы с оркестром народных инструментов, проявляется при исполнении как отечественного, так и западного репертуара. Федосеев всегда стремится к целостности формы и добивается от любого оркестра прозрачности и пластичности звучания, свободы ритмического движения. В последнее время его стиль приобретает черты классической выверенности и ясности.
Владимир Федосеев. Сборник статей и материалов. М., 1989
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»