ФАНК
ФАНК (Funk), направление современной популярной музыки. Сформировалось в 1960-х в США в результате слияния различных афро-американских стилей: ритм-н-блюза (rhythm'n'blues), соул (soul) и элементов джаза. Отцами-основателями и общепризнанными столпами фанка считаются Джеймс Браун, Джордж Клинтон (George Clinton) и Слай Стоун (Sly Stone) с группой «Слай энд зе фэмили стоун» (Sly and The Family Stone). Это направление оказало существенное влияние на диско, хип-хоп и др. музыкальные стили.
Первоначально музыка в стиле фанк исполнялась преимущественно черными американцами. Наиболее характерные особенности – усложненная ритмичность и подчеркнутая синкопированность ритмического рисунка. Ритм является главным и формообразующим элементом фанка: характерный тому пример – музыка Джеймса Брауна конца 1960-х. Не только барабаны, бас-гитара и ритм-гитара (как в классическом рок-составе), а вся музыкальная группа становится одной большой ритм-секцией, включая духовые, клавишные инструменты, а также вокал. Все предельно ритмизировано. При этом каждый инструмент создает свой ритмический рисунок, что свойственно африканским музыкальным традициям. Обычно фанк-композиции строятся на одном или двух риффах (т.е. многократно повторяющихся мелодических ходах), а вокалист или солирующий инструмент ведет свою линию. Хотя Джордж Клинтон в своем творчестве использовал мелодическую составляющую, и она не всегда была второстепенна по отношению к ритму.
Слово «фанк» в афро-американском сленге изначально имело не слишком пристойное значение (примерный перевод: запах половых органов). В 1930-х джазовые музыканты ввели в свой жаргон эпитет «фанки» (funky music) в значении причудливая, эффектная манера исполнения. В 1960-х понятие funky music сократилось до слова фанк. В 1970-х Джордж Клинтон сформулировал красочную философско-космогоничсекую теорию. Понятие фанк занимало в этой теории центральное место и означало жизненную энергию, музыку и разнообразные позитивные явления. Постепенно за полвека непристойное слово превратилось в возвышенное понятие. Нечто похожее произошло и с другими известными афро-американскими словами, как например буги-вуги (boogie-woogie).
Фанк настолько большое направление в музыке, что различные исполнители создавали непохожую музыку, используя сходные ритмические принципы: Кертис Мэйфилд (Curtis Mayfield) – с уклоном в ритм-н-блюз, Дж. Клинтон – в психоделию и хард-рок, Майлз Дэвис и Херби Хэнкок (Herbie Hancock) – в джаз-рок, а Майкл Джексон и Принс (Prince) – тяготели к танцевальной поп-музыке.
Джеймс Браун и Слай Стоун в конце 1960-х стали активными выразителями идей массового движения за расовое равноправие в США. Браун написал свою знаменитую песню Скажи громко: я – черный, и я этим горжусь (Say it Loud I'm Black and I'm Proud), а Слай Стоун выступал в более сатирическом ключе, с композициями вроде Не зови меня ниггером, белый (Don't Call me Nigger, Whitey).
Джордж Клинтон и его коллеги-музыканты создали отдельное течение в фанке «Пи-фанк» / P-Funk («чистый фанк» / Pure-Funk). Будучи харизматическим лидером, Клинтон организовал вокруг себя конгломерат из нескольких десятков талантливых черных музыкантов под общим названием «Шайка» (The Mob), которые участвовали в двух его проектах: «Фанкаделик» (Funkadelic) с ориентацией на экспериментальную музыку с элементами хард-рока, и «Парламент» (Parliament), более коммерческий и с преобладанием элементов соул-музыки.В 1990-х Джордж Клинтон назвал своих музыкантов «Все звезды Пи-фанка» (P-Funk Allstars ). Он же ввел в употребление понятие «фанкатир» (funkateer, по аналогии с muscateer-«мушкетер»), обозначающее приверженца фанка.
Большую роль в популяризации фанка в начале 1970-х сыграли культовые афро-американские кинокартины, как Шафт (Shaft, 1971; не путать с более поздним римейком), музыку к которой написал Айзек Хейз (Isaac Hayes) и Супрефлай (Superfly / Ловкий парень, 1972), композитор Кертис Мейфилд. В фильме Джеки Браун (Jackie Brown) Квентина Тарантино (Quenyin Tarantino), снятому в конце 1990-х многие фрагменты являются аллюзиями этих знаменитых картин, а музыка изобилует фанк-композициями.
В конце 1970-х – начале 1980-х фанк был оттеснен музыкой диско (disco). Стиль диско родился на основе фанка, в результате предельного упрощения его ритмической основы. Диско быстро вошел в моду, и фирмы грамзаписи, а также радиостанции переориентировались на новый стиль, требуя и от фанк-исполнителей упрощения их музыки, чтобы гарантировать коммерческий успех.
В черной городской среде в начале 1980-х начало развиваться новое музыкальное течение хип-хоп (hip-hop), возникшее как противодействие на музыку диско. По словам Дж. Клинтона, «хип-хоп спас фанк». В музыку вернулись изобретательная ритмика и осмысленные тексты. Хип-хоп принято называть «новой школой» фанка (new school), а термин «старая школа» (old school) обозначает фанк классического образца, к которому относятся работы Джеймса Брауна 1960–1970-х и групп «Слай энд зе фэмили стоун», «Охайо плэйерз» (Ohio Players), «Кул энд зе гэнг» (Kool and The Gang) и др.
Наиболее заметные представители «новой школы»: «Ран Ди Эм Си» (Run D. M. C), «Паблик энеми» (Public Enemy), «Диджитал андеграунд» (Digital Unerground), «Фьюджиз Фанкдубиест» (Fugees Funkdobiest) и более поздние «Рутс» (Roots), «Ауткэст» (Outcast) и Эминем (Eminem).
Окончательное возвращение фанка к массовой аудитории произошло в середине 1990-х на волне повышенного интереса к культуре 1970-х. Были переизданы старые диски, ветераны фанка записали новые альбомы. Большими пропагандистами фанка стали белые группы, взявшие этот стиль на вооружение: «Праймэс» (Primus), «Джамироквай» (Jamiroquai), «Ред хот чили пепперз» (Red Hot Chili Peppers). Дж. Клинтон продюссировал один из альбомов последней группы в 1985. Характерные элементы фанка, как синкопированные ритмические рисунки широко используются в поп-музыке. Их можно обнаружить в большинстве современных поп-песен: от Кристины Агилеры до российской группы «Руки Вверх».
Александр Зайцев
Jon Liebman. Funk Bass (Bass Builders Series). Hal Leonard, 1992
Jim Payne. Funk Drumming. Mel Bay Publications, 1993
Rickey Vincent. Funk: The Music, the People, and the Rhythm of the One. St. Martin's Press, 1996
Ответь на вопросы викторины «Экзамен по Рок-н-Роллу»