ЭТЮД
ЭТЮД (франц. etude, «изучение»). Пьеса для освоения и совершенствования какого-либо технического приема: исполнение стаккато, октав, двойных нот (на струнных инструментах), приема «двойного или тройного язычка» (на духовых инструментах) и т.д. Предшественницей концертной формы жанра можно считать токкату 17–18 вв., в которой особую роль играл чисто виртуозный элемент.
Первые, поныне используемые в учебной практике сборники этюдов для фортепиано принадлежат И.Крамеру, М.Клементи, К.Черни. Каждый из таких этюдов рассчитан обычно на один вид техники (гаммы, арпеджио, двойные ноты, октавы и т.д.).
Как самостоятельный жанр этюд получил развитие в 19 в. в связи с расцветом виртуозного исполнительства, усовершенствованием музыкальных инструментов (молоточкового фортепиано). В том же веке получает широкое распространение концертный этюд (особенно в фортепианной литературе). В данном жанре отработка какого-либо технического приема сочетается с самостоятельной художественной ценностью музыки. 24 каприччио Паганини послужили основой для фортепианных транскрипций Р.Шумана и Ф.Листа. Блестящие концертные этюды сочиняли Ф.Шопен, Шуман, И.Брамс, Ф.Брамс-Бартольди и Лист.
Расцвет русской фортепианной музыки на рубеже 19–20 вв.
Расцвет русской фортепианной музыки на рубеже 19–20 веков ознаменован появлением этюдов А.К.Лядова, А.С.Аренского, С.М.Ляпунова, С.В.Рахманинова и А.Н.Скрябина.
Этюды К.Дебюсси, О.Мессиана, К.Шимановского, И.Ф.Стравинского, С.С.Прокофьева демонстрируют новый подход к выразительным и техническим возможностям фортепиано в 20 в.
Ответь на вопросы викторины «Экзамен по Рок-н-Роллу»