АТОНАЛЬНОСТЬ
АТОНАЛЬНОСТЬ (от греч. а – отрицательная частица и тон), термин применяется к музыке, в которой отсутствует определенный тональный центр и связанные с ним соотношения созвучий. Основной принцип атональности – полное равноправие всех тонов.
Отдельные атональные эпизоды встречаются в позднеромантической и импрессионистской музыке. Но лишь в 20 в. в творчестве А.Шенберга и его последователей отказ от ладотональных основ музыки приобретает принципиальное значение и возникает понятие атональной музыки или атонализма. В числе первых сочинений: 15 песен на стихи С.Георге (1907–1909), Три фортепианные пьесы op. 11 (1909), монодрама Ожидание, опера Счастливая рука – все Шенберга. Наряду с Шенбергом композиторы Й.М.Хауэр (Австрия), Н.Обухов (Франция), Е.Голышев (Германия) разрабатывали системы композиции атональной музыки.
Эстетические принципы атональной музыки, особенно на первом этапе, были тесно связаны с экспрессионизмом. В 1922 Шенберг обнародовал свою систему композиции атональной музыки, т.н. «технику композиции с 12 тонами» под наименованием додекафония. Этот метод получил широкое распространение. Принципы атональности лежат в основе разных выразительных средств музыкального авангардизма.
Ответь на вопросы викторины «Экзамен по Рок-н-Роллу»