АЛЕАТОРИКА
АЛЕАТОРИКА (лат. «игральная кость», «жребий»), современный метод композиции, основанный на внесении элементов случайности в структуру произведения. Этот метод, возникший почти одновременно в Германии (К.Штокхаузен) и во Франции (П.Булез) в 1957, явился реакцией на фиксированную композицию, где для исполнителя регламентированы все средства и параметры. Произведение предстает как частный момент или стадия процесса сочинения, в котором «методы важнее, чем результаты» (Карл Дальхауз). Концентрируя интерес на музыкальном событии, исполнитель и слушатель вовлекается в определенную акцию, принимает в ней участие и разделяет «ответственность» автора за создаваемое сиюминутное произведение. Алеаторическая практика привела к созданию неполной нотной записи, условным, схематичным, графическим, сценарно-текстовым формам изображения. Не закрепленный в записи, мобильный «текст» музыкального сочинения получал возможность создавать его новые исполнительские версии, осуществлять внутренние перестановки частей и т.д. (3 соната для фортепиано Булеза – 1957, Венецианские игры Витольда Лютославского, 1962). Теоретики алеаторики видят ее преимущество в том, что случай, определяющий структуру произведения, вызывает к жизни «новую форму», неожиданную, независимую от намерений, вкуса и воображения автора. Крайней формой проявления алеаторики стал хэппенинг.
Ответь на вопросы викторины «Неизвестные подробности»