УИЛЬЯМС, УИЛЬЯМ КАРЛОС
УИЛЬЯМС, УИЛЬЯМ КАРЛОС (Williams, William Carlos) (1883–1963), американский поэт. Родился 17 сентября 1883 в Резерфорде (шт. Нью-Джерси). В 1902 поступил на медицинский факультет Пенсильванского университета, изучал педиатрию в Лейпцигском университете. Студентом подружился с поэтами Марианной Мур, Х.Д. (Хильдой Дулитл) и Э.Паундом.
При большой врачебной практике Уильямс публиковал по книге не реже чем раз в два года. Среди них наиболее значительны На американской почве (In the American Grain, 1925), сборник эссе о различных деятелях американской истории; Великий американский роман (The Great American Novel, 1923), ответ на роман Улисс Дж.Джойса; Белый мул (The White Mule, 1938), роман о жизни ребенка от рождения до двух лет; Весна и все остальное (Spring and All, 1923, перепечатка в сборнике Виды воображения – Imaginations, 1970, в качестве иллюстраций к излагаемым на его страницах эстетическим теориям); Собрание стихотворений позднего периода (Collected Later Poems, 1950, стихи среднего периода творчества); Патерсон (Paterson, 1946–1958)и последняя прижизненная книга Образы Брейгеля (Pictures from Brueghel, 1962).
Признание у критики Уильямс начал завоевывать только после присуждения ему первой Национальногй книжной премии по поэзии в 1950. В 1953 он получил Болингеновскую премию, а после смерти 4 марта 1963 в Резерфорде – Пулитцеровскую премию.
Идеи Уильямса были по своей сущности гуманистическими: относись с уважением к себе и другим, люби тех, кого можешь любить, обустраивай мир для жизни, чему сам поэт стремился способствовать и как литератор, и как врач. Формулируя собственное представление о том, какой должна быть современная поэзия, Уильямс выдвинул четыре пункта. Во-первых, поэзии надлежало обратиться к будничному, черпая в нем темы и мотивы. Поэту следует писать о таких вещах, которые вызовут непосредственный отклик у людей. Поэт обязан говорить о реальных событиях и людях таким языком, который будет понятен всякому, и внимательно прислушиваться к речи обычных людей. Свой язык Уильямс называл «американской речью», многократно подчеркивая, что она отличается от английского языка. По его прозаическим произведениям видно, насколько он был увлечен речью обычных людей. Расхождение Уильямса с традиционной поэзией определялось и тем, что он избегал отвлеченных вещей и даже выдвинул лозунг: «Никаких идей, если они не воплощены в конкретном». Четвертый принцип поэтики Уильямса – писать о «локальном», так как целостная картина жизни открывается лишь тем, кто досконально изучил какой-то небольшой ее фрагмент.
Более десяти лет он работал над Патерсоном, длинной поэмой, в которой воссоздан так хорошо знакомый ему промышленный ландшафт Нью-Джерси. В городе Патерсон встречаются природа (река Пассаик с ее водопадами) и индустрия; описывая очень конкретные приметы этого города, Уильямс сумел высказать немало мыслей о современной жизни в целом. Подобно Элиоту, он стремился диагностировать болезни современного человека и отыскать противоядие. Под конец жизни Уильямс обрел признание как крупный поэт, оказавший сильное влияние на молодых поэтов. Задолго до этого «доку Уильямсу» воздали должное такие поэты, как А.Гинсберг, К.Рексрот, Р.Лоуэлл и Дениза Левертов.
Уильямс У.К. Стихотворения. – В кн.: Современнная американская поэзия. М., 1975
Уильямс У.К. Стихотворения. – В кн.: Поэзия США. М., 1982
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»