СВЕТОНИЙ ТРАНКВИЛЛ, ГАЙ
СВЕТОНИЙ ТРАНКВИЛЛ, ГАЙ (Suetonius Tranquillus, Gaius) (ок. 70 – ок. 140 н.э.), древнеримский писатель. Родился ок. 70 н.э. в семье легионного трибуна из всаднического сословия. Вырос в Риме. Учился в грамматической, а затем риторической школе. Написал сочинение О знаменитых людях (De viris illustribus) и стал членом литературного кружка Плиния Младшего. Отказался от военной карьеры. В правление Траяна (98–117 н.э.) по протекции Плиния был включен в состав двух жреческий коллегий. Пробовал свои силы в адвокатской деятельности. После смерти Плиния в 113 н.э. находился под покровительством преторианского префекта Септиция Клара. С приходом к власти императора Адриана в 117 н.э. был принят на службу в императорскую канцелярию по ученым делам; осуществлял надзор над публичными библиотеками. Затем стал советником императора по переписке (личным секретарем Адриана). В 122 н.э. смещен со своего поста «за неуважительное отношение» к императрице Сабине. После отставки полностью посвятил себя литературным занятиям. Умер ок. 140 н.э.
Главным произведением Светония является О жизни цезарей (De vita Caesarum), сборник жизнеописаний двенадцати римских императоров I в. н.э. от Юлия Цезаря до Домициана (многократно издавалось на русском языке). Под его пером историческая биография приобрела характер исторического исследования; был создан новый ее тип, основанный не на хронологическом, а предметном (тематическом) принципе изложения. Светониевская биографическая схема состоит из пяти рубрик: 1) жизнь императора до прихода к власти; 2) государственная деятельность; 3) частная жизнь; 4) внешний и внутренний облик; 5) смерть и погребение. Автора интересуют не мотивы поступков, а сами поступки и их результаты; текст ориентируется не на объяснение, а на оценку. Эту оценку он дает, исходя из некоей модели идеального императора. Ни один из персонажей не отвечает полностью ее критериям (наиболее близко к ней подходят Август и Тит); принижая их, писатель пытается подчеркнуть достоинства своего главного виртуального героя – Адриана, с которого он и списывает эту модель. Светоний отказывается от распространенного представления о неизменности человеческого характера: некоторые его персонажи (Август, Тиберий, Тит, Домициан) эволюционируют с течением времени и под влиянием обстоятельств. Он стремится к точности, ясности и краткости в ущерб изобразительности; фактологичность преобладает над риторичностью. Сконструированный им тип сжатой политической биографии по рубрикам лег в основу влиятельной римской литературной традиции (Марий Максим, авторы Истории августов, Аврелий Виктор), имевшей продолжение и в средние века (Эйнгард).
Творчество Светония носило подлинно энциклопедический характер. Во втором своем крупном произведении О знаменитых людях, включавшем пять разделов (О грамматиках и риторах, О поэтах, Об ораторах, Об историках и О философах) и дошедшем до нас только частично, он проявил себя уже как историк римской культуры. Другие сочинения Светония, от которых сохранились лишь небольшие фрагменты, – О детских играх у греков, О зрелищах и состязаниях у римлян, О годе у римлян, О книжных знаках, О «государстве» Цицерона, О видах одежды, О брани или ругательствах, О Риме и римских обычаях и нравах, О царях, Об общественных должностях, О знаменитых блудницах, О телесных недостатках, О разных предметах, а также энциклопедия Луг, – свидетельствуют о необычайной широте и разнообразии его интересов.
Иван Кривушин
Gascou J. Suétone historien. Rome, 1984
Wallace-Hadrill A. Suetonius: the scholar and his Caesars. New Haven, 1984
Дуров В. С. Художественная историография Древнего Рима. СПб, 1993
Светоний Транквилл, Гай. О жизни Цезарей: О знаменитых людях (фрагменты). СПб, 1998
Ответь на вопросы викторины «Мифология»