СПАРК, МЮРИЭЛ САРА
СПАРК, МЮРИЭЛ САРА (Spark, Muriel Sarah) (1918–2006), английская писательница и литературный критик. Критики описывали ее стиль как «краткий, строгий, резкий и ядовито насмешливый». М.Какутани из «Нью-Йорк таймс» пишет, что вымышленный мир Спарк «движим злобой, вредительством, отвратительными интригами, таящими в себе обман и предательство». Для многих Спарк «неуловима... она не подходит ни под одно определение... она сама по себе».
Спарк родилась 1 февраля 1918 в Эдинбурге (Шотландия), получив имя Мюриэл Сара Кэмберг. Отец ее был еврей, мать – англичанка протестантского вероисповедования. Образование получила в эдинбургской женской школе Джеймса Гиллеспи. Провела несколько лет в Южной Родезии (ныне Зимбабве), там же в 1938 вышла замуж за С.О.Спарка. У них родился сын, но брак распался, Мюриэл Спарк вернулась в Англию и поступила на работу в разведывательный отдел Министерства иностранных дел.
Была генеральным секретарем «Поэтического общества» и редактором «Поэтри ревю» (1947–1949), позже опубликовала серию критических биографий литераторов 19 в., в том числе Дитя света: переоценка Мэри Шелли (Child of Light: A Reassessment of Mary Shelly, 1951; перераб. изд. Мэри Шелли, 1988), Джон Мейсфилд (1953) и Эмили Бронте: ее жизнь и творчество (Emily Bronte: Her Life and Work, 1953). Выпустила также первый поэтический сборник Фэнфарло и другие стихотворения (Fanfarlo and Other Verse, 1952).
Спарк уже получила признание как критик и поэт, когда предприняла свою первую попытку написать художественную прозу – рассказ Серафим и Замбеси, который послала на Рождественский литературный конкурс 1951, проводившийся лондонским журналом «Обсервер». Рассказ получил высшую награду и привлек внимание необычной разработкой рождественской темы.
В это же время Спарк переживала кризис веры. На всем протяжении этого кризиса она получала финансовую и психологическую помощь от Г.Грина, в свое время перешедшего в католичество. В 1954 Спарк сама обращается в католичество. Этот шаг оказал огромное влияние на ее творчество. Давний поклонник творчества Спарк Дж.Апдайк писал в «Нью-Йоркере»: «Еще со времени ее первого опубликованного и отмеченного премией рассказа Серафим и Замбеси темная магия Африки прочно связалась в сознании Спарк с темной магией католицизма, в который она решительно перешла».
Способность писательницы создавать тревожащие и неотразимые характеры, вызывая беспокойное ощущение нравственной неопределенности, отчетливо проявился в романе Утешители (The Comforters, 1957).
В 1959 Спарк пережила первый большой успех после выхода в свет романа Memento mori, который можно назвать «пляской смерти» группы стареющих интеллектуалов, не прекращающих ссорится и соперничать даже в то время, когда один за другим умирают. После этого романа некоторые критики сравнивали Спарк с А.Комптон-Бернетт и И.Во. Роман был переработан для сцены в 1964 и для Британского телевидения в 1992.
В 1961 Спарк опубликовала роман, ставший, по общему мнению, ее шедевром, – Мисс Джин Броди в расцвете лет (The Prime of Miss Jean Brodie). Впоследствии он был переделан в пьесу, ставшую «хитом» по обе стороны Атлантики в 1966–1968, затем – в знаменитый фильм (1969) с участием М.Смит и, наконец, – в шестисерийный телефильм, вновь имевший трансатлантический успех в 1978 и 1979. В романе изображена учительница среднего возраста, работающая в эдинбургской женской школе Марсии Блейн в 1930-е годы и собравшая вокруг себя коллектив из пяти девушек – «Кружок Броди». Джин Броди принадлежит к тем восхитительным эксцентричным персонажам, которые часто встречаются в английской литературе. Броди видит свою задачу в том, чтобы «поставить зрелые головы на молодые плечи». В 1939 ее вынуждают оставить работу, предъявив обвинение в пропаганде фашизма.
Среди других романов Спарк – Робинзон (Robinson, 1958), Баллада о предместье (The Ballad of Peckham Rye, 1960), Холостяки (Bachelors, 1960), Небогатые девушки (The Girls of Slender Means, 1963), Мандельбаумские ворота (The Mandelbaum Gate, 1965), Сиденье водителя (The Driver's Seat, 1970), Не беспокоить (Not to Disturb, 1971), Аббатиса Кревская (The Abbess of Crewe, 1974), Территориальные права (Territorial Rights, 1979), Умышленное промедление (Loitering With Intent, 1981), Единственная проблема (The Only Problem, 1984), Далекий крик из Кенсингтона (A Far Cry From Kensington, 1988), Симпозиум (Symposium, 1990) и Реальность и мечты (Reality and Dreams, 1996).
Спарк выпустила пять сборников рассказов: «Птичка-уходи» и другие рассказы (The Go-Away Bird and Other Stories, 1958), Играющие голоса (Voices at Play, 1961), Избранные рассказы (Collected Stories, 1968), Рассказы Мюриел Спарк (The Stories of Muriel Spark, 1985), Вниманию публики: новые и избранные рассказы (Open to Public: New and Collected Stories, 1997); поэтический сборник Избранные стихотворения (Collected Poems, 1967) и пьеса Доктора философии (Doctors of Philosophy, 1962).
В 1993, в возрасте 75 лет, Спарк написала Curriculum Vitae: автобиография, дабы исправить допущенные критиками ошибки и неточности, а также собрать воедино факты, касающиеся ее жизни и творчества. Curriculum Vitae рассказывает о первых тридцати девяти годах жизни писательницы – вплоть до опубликования ее первого романа Утешители. В 1993 Спарк была удостоена орденом Британской империи.
Ее последний роман Оказание пособничества и подстрекательство (Aiding and Abetting, 2001) получил безоговорочное одобрение критики.
Умерла 20 апреля 2006.
Муравьев В.С. М.Спарк. Территориальные права. – Современная художественная литература за рубежом. М., 1979, № 4
Михальская Н., Аникин Г. Английский роман 20 века. М., 1982
Спарк М. Избранное. М., 1984
Киенко И.А. Сатирическая проза Мюриел Спарк. Киев, 1987
Спарк М. Memento Mori. М., 1999
Ответь на вопросы викторины «Мифология»