ШОЙИНКА, ВОЛЕ
ШОЙИНКА, ВОЛЕ (Soyinka, Wole), (р. 1934), нигерийский писатель, драматург. В своем творчестве Шойинка отталкивается от африканских традиций и мифологии, используя при этом западные литературные формы. Он пишет о современной западной Африке в сатирической манере, осмысляя препятствия на пути прогресса. В 1986 Шойинка стал первым африканским писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе. Шведская академия назвала Шойинку писателем, «который в широком культурном контексте и с поэтическими обертонами описывает драму человеческого бытия».
Шойинка родился 13 июля 1934 неподалеку от Абеокута (Нигерия), получив при рождении имя Акинванде Олуволе Шойинка. Принадлежит к племени йоруба. Учился в колледже при университете в Ибадане, затем в Лидском университете в Англии, который окончил в 1959 со степенью бакалавра по специальности «английский язык». В 1957–1959 заведовал литературной частью в лондонском театре «Ройял-Корт». В Лондоне были поставлены его пьесы Выдумка (The Invention, 1957), Жители болот (The Swamp Dwellers, 1958) и Лев и сокровище (The Lion and the Jewel, 1959) – все о конфликте между африканской и западной культурами. В пьесе Лев и сокровище Шойинка язвительно пишет о неразборчивом принятии африканцами западного образа жизни. Обозреватель «Таймс литерари сапплемент» назвал эту пьесу «сочной непристойной комедией», сочетающей поэзию и прозу – виды литературы, которыми писатель пользуется «с восхитительной легкостью, равно преуспевая и в том, и в другом».
Вернувшись в Нигерию, Шойинка основал национальный театр «Маски 1960» (позже известный как «Орисун») и написал одну из самых значительных своих пьес Танец леса (A Dance of the Forests, пост. 1960), предназначенную для показа на торжествах по случаю независимости Нигерии. Написанная в сатирическом ключе, пьеса лишает становящуюся на собственные ноги нацию романтических легенд, показывая, что настоящее, равно как и прошлое, – далеко не золотой век.
С 1960 по 1964 Шойинка – соучредитель влиятельного литературного журнала «Черный Орфей» («Black Orpheus»). В 1965 Шойинка опубликовал свой первый роман Интерпретаторы (The Interpreters). Форма романа позволила писателю подробнее представить темы, заявленные его драматургией, и показать плачевную картину нигерийской жизни в годы после обретения страной независимости. Роман, по существу, лишен сюжета; композиционно его скрепляют неформальные беседы между пятью молодыми нигерийскими интеллектуалами. Все они получили образование за границей и вернулись назад, чтобы помочь родине в выборе дальнейшего пути, в чем им мешает как путаница в мировоззрении, так и повсеместная коррупция. Некоторые рецензенты уловили сходство между стилем Шойинки в Интерпретаторах и творческой манерой Дж.Джойса и У.Фолкнера.
Во время гражданской войны в Нигерии (1967–1970) Шойинку был арестован, и с 1967 по 1969 он сидел в одиночной камере. Время, проведенное в тюрьме, подтолкнуло Шойинку к написанию цикла стихов Стихи из застенка (Poems from Prison, 1969; переизданы под названием Челнок в склепе – A Shuttle in the Crypt, 1972) и книги в прозе Человек умер (The Man Died, 1972). Этот авторский дневник, вышедший под названием Человек умер: тюремные записки Воле Шойинки, по словам рецензента «Нейшн» Ч.Р.Ларсона, – «самое значительное произведение, написанное о Биафрской войне... Человек умер не столько рассказ о временной смерти Воле Шойинки в период гражданской войны в Нигерии, сколько персонифицированное свидетельство об умопомрачении нигерийского общества, документально подтвержденное одним из ее выдающихся мыслителей».
Во многих пьесах Шойинки западные элементы искусно слиты с сюжетом и драматургической техникой, идущими из фольклора и религии йоруба. Символизм, ретроспекция и хитроумная фабула – все это работает на создание богатой драматической структуры. Лучшие произведения писателя отмечены юмором и великолепным поэтическим стилем, а также иронией и сатирой; он умеет создавать точные речевые характеристики в соответствии с социальным положением и моральными качествами своих героев. Многие пьесы Шойинки, созданные как до, так и после тюремного заключения, говорят о его разочаровании в африканском авторитарном руководстве и в нигерийском обществе в целом. В числе его пьес: Крепкая порода (The Strong Breed, 1963), Жатва Конги (Kongi's Harvest, 1965), Дорога (The Road, 1965), Безумцы и специалисты (Madmen and Specialists, 1971; позже под названием Безумцы и ученые), Смерть и королевские конюхи (Death and the King's Horsemen, 1975) и Игра великанов (Play of Giants, 1985).
Среди прочих его произведений – Время беззакония (Season of Anomy, 1973), поэтический сборник Иданре и другие стихотворения (Idanre and Other Poems, 1967), Земля Манделы и другие стихотворения (Mandela's Earth and Other Poems, 1988) и Ранние стихи (Early Poems, 1997); критическая работа Миф, литература и африканский мир (Myth, Literature and the African World, 1976); автобиографические произведения Аке: Детство (Ake: The Years of Childhood, 1981) и Изара (Isara, 1989); сборник эссе Кредо существования и ничто (The Credo of Being and Nothingness, 1991).
После отмены демократических выборов 1993 в Нигерии и захвата власти военным диктатором Сани Абача Шойинка в 1994 эмигрировал из страны. Следующий сборник его эссеистики Открытая рана континента: личное свидетельство о кризисе в Нигерии (Open Sore of Continent: A Personal Narrative of the Nigerian Crisis, 1996) воссоздает историю Нигерии со времени независимости, полученной от Соединенного Королевства в 1960, до установления режима Сани Абачи. В статьях, напитанных с гневом и горечью, проводится мысль о вырождении нигерийцев как нации. В 1997 нигерийское правительство обвинило Шойинку в измене, и только после смерти Сани Абачи в июне 1998 его преемник Абдулсалам Абубакар снял с писателя это обвинение. В том же году Шойинка посетил родину. В 1998 опубликовал книгу, которую критики расценивают как продолжение Открытой раны, – Груз памяти: муза прощения (The Burden of Memory: the Muse of Forgiveness), где писатель рассказывает о преступлениях против человечности, совершенных в Африке, и о трудном деле примирения.
Бейлис В.А. Воле Шоинка. М., 1977
Шоинка В. Интерпретаторы. М., 1987
Ответь на вопросы викторины «Мифология»