САНТАЯНА, ДЖОРДЖ
САНТАЯНА, ДЖОРДЖ (Santayana, George) (1863–1952), философ и литератор, представитель критического реализма и философии жизни, классик американской философии. Родился в Мадриде 16 декабря 1863, по происхождению испанец. Получил образование в Бостонской классической школе и Гарвардском колледже, который окончил в 1886. В течение двух лет изучал философию в Берлинском университете, затем вернулся в Гарвард и закончил докторскую диссертацию под руководством У.Джемса. В 1889 стал преподавателем, а в 1907 профессором философского факультета Гарвардского университета.
В одном из безупречных по стилю, но «изношенных и традиционных» сонетов, написанных в аспирантуре и перепечатанных в сборнике Стихотворения (Poems, 1922), можно найти свидетельство его болезненного перехода от католической ортодоксии к религии Красоты и Природы. Хотя аура католической традиции сохраняется, теологическая догма переводится в план драматического символа и поэтического мифа, что становится также главной темой работы Интерпретация поэзии и религии (Interpretation of Poetry and Religion, 1900); более чем через 40 лет он возвращается к ней в книге Идея Христа в Евангелиях (The Idea of Christ in the Gospels, 1946). В шестом сонете в Стихотворениях утверждается, что высшая любовь простирается за пределы объекта любви и охватывает всеобщее и вечное; эта тема развивается в книге Платонизм и духовная жизнь (Platonism and the Spiritual Life, 1927) и находит окончательную формулировку в работе Царство Духа (The Realm of Spirit, 1940), составляющей четвертую часть Царств Бытия.
Сантаяна внимал своим гарвардским учителям У.Джемсу и Дж.Ройсу «более с удивлением, чем с искренним согласием», плохо понимая «протестантское сочетание серьезности и своенравия» (т.е. субъективности). Десятилетия спустя, когда оба его учителя умерли, он сплел для них венец из лавровых листьев и чертополоха в книге Характер и мнение в США (Character and Opinion in the United States, 1920). И в годы аспирантуры, и позднее Сантаяна считал, что философия его учителей означала невозможную попытку «описывать вещи такими, как они есть» и в то же время «объявлять их соответствующими произвольно выделяемым человеческим желаниям». После обучения за рубежом он решил создать собственную философию, «нецерковную религию». В 1896 опубликовал лекции по эстетике – по-видимому, первый весомый труд в этой области, вышедший в США: Смысл прекрасного (The Sense of Beauty); в 1900 за ними последовала книга Интерпретации поэзии и религии (Interpretations of Poetry and Religion). Однако важнейшим итогом первого периода творчества философа стал пятитомный труд Жизнь разума (The Life of Reason, or The Phases of Human Progress, 1905–1906), монументальный по объему и охвату проблем, однако стилистически отточенный, как сборник литературных эссе. В 1910 вышла книга, представляющая особый интерес для тех, кто изучает философию литературы: Три философа-поэта (Three Philosophical Poets), в которой различные мировоззрения – натурализм, супранатурализм и романтизм – представлены блестящим, хотя и импрессионистским анализом Лукреция, Данте и Гёте, а также Шелли, Бергсона и Рассела.
В 1912 Сантаяна выполнил давно задуманный план: покинул Гарвард, пересек Атлантику и стал «странствующим ученым». Жил уединенно в Англии и Франции. В 1924 поселился в «вечном городе». Умер Сантаяна в Риме 26 сентября 1952.
Сантаяна написал множество литературных и философских произведений. Среди них статьи на философские темы, например, в сборнике Некоторые повороты мысли в Новой философии (Some Turns of Thought in Modern Philosophy, 1933), и особенно его статья в поддержку программы критического реализма в сборнике Очерки по критическому реализму (Essays in Critical Realism, 1921). Значительную ценность также представляют работы: Эгоизм в немецкой философии (Egotism in German Philosophy, 1916); Английские монологи (Soliloquies in England and Later Soliloquies, 1922); Скептицизм и животная вера (Scepticism and Animal Faith, 1923); повесть Последний пуританин (The Last Puritan, 1936); трехтомная автобиография Лица и положения (Persons and Places, 1944, 1945, 1953) и книга Сила и господство: размышления о свободе, обществе и государстве (Powers and Dominations, Reflections on Liberty, Society and Government, 1951). С философской точки зрения, важнейшим достижением Сантаяны является четырехтомный труд Царства Бытия (Realms of Being, 1927–1940), в котором его система получила наиболее полное и точное выражение.
Суть его последнего философского послания может быть сформулирована в следующих тезисах. Человек есть ненамеренный продукт безграничного и динамичного потока, который можно назвать «материей». Эта субстанция познаваема с исключительно узкой, человеческой точки зрения, которая, однако, прагматически оправдана и по большей части отвечает нашим жизненно важным потребностям. Будучи зависимыми от материального существования, мы не обязательно должны быть его рабами. Материя предлагает нам себя в одеянии имматериальных, повторяющихся форм, или сущностей, цветистом и затейливом, вещи поворачиваются к нам то своей радостной, то трагической стороной. Эти сущности можно воспринимать практически как простые сигналы к действию, но, по мере того как наш опыт обретает глубину, мы можем увидеть в них их собственное вневременное бытие. При помощи такого незаинтересованного постижения, вчувствования и созерцания человек может выйти за пределы существования, и, как в поэзии, математике или драме человеческой истории, мимолетное может на краткий миг встать рядом с вечным.
Сантаяна Д. Скептицизм и животная вера. СПб, 2001
Ответь на вопросы викторины «Мифология»