ПИНТЕР, ХАРОЛД
ПИНТЕР, ГАРОЛЬД (Pinter, Harold) (1930–2008), английский драматург, один из самых оригинальных театральных авторов 20 в. Лауреат Нобелевской премии 2005 в области литературы. Родился 10 октября 1930 в Хакни, районе в восточной части Лондона (Ист-Энд). Недолгое время учился в Королевской академии драматического искусства. Театральную карьеру начал актером и в течение девяти лет под сценическим именем Дэвид Бэрон (David Baron) гастролировал с разными труппами по ирландской и английской провинции. Много читал и сам пробовал писать прозу и поэзию, но после постановки своей первой пьесы Комната (The Room, 1957) в Бристольском университете окончательно определился как театральный автор. Пинтер преуспел также как режиссер и сценарист фильмов Слуга (The Servant), Пожиратель тыкв (The Pumpkin Eater), Несчастный случай (Accident), Посредник (The Go-Between), Женщина французского лейтенанта (The French Lieutenant's Woman) и Предательство (Betrayal).
Хотя внешние приметы драматургии Пинтера соответствуют реалистическому театру (герои – обычные люди из низшего или среднего класса, действие разворачивается в гостиной или спальне, лексика – разговорная), однако отношения между персонажами и развитие диалога и событий непредсказуемы и нетипичны, допуская разные толкования. В Легкой боли (A Slight Ache, 1959) внимание интеллектуала среднего возраста привлекает ежедневное появление в его саду продавца спичек, он заинтригован и приглашает того зайти в дом. Однако все его расспросы наталкиваются на упорное молчание продавца, и тогда хозяин, поначалу снисходительно отнесшийся к гостю, теряет выдержку и начинает заниматься саморазоблачением. В результате жена гонит его из дома, предпочитая жить с молчаливым продавцом спичек. Герой Сторожа (The Caretaker, 1960) – бродяга, которого два брата-невротика приглашают пожить у них дома, а затем прогоняют. К финалу Любовников (The Lovers, 1963) выясняется, что герои на самом деле не любовники, а муж и жена, разыгрывающие сложную партию взаимного недоверия. В Возвращении домой (The Homecoming, 1965) профессор философии привозит свою загадочную супругу в родной дом, где равнодушно наблюдает, как отец и оба брата развлекаются с его женой, решившей вдруг остаться там и «вести хозяйство». В Предательстве (Betrayal, 1978) изображен построенный на взаимном обмане любовный треугольник; действие повернуто вспять: при открытии занавеса и брак, и роман завершены, а далее действие идет в обратную сторону и заканчивается зарождением любовной интриги, приведшей к измене.
Из остальных пьес Пинтера следует назвать Лифт (The Dumbwaiter, 1957), День рождения (The Birthday Party, 1958), Коллекция (The Collection, 1962), Старые времена (Old Times, 1971), Ничья земля (No Man's Land, 1975) и Лунный свет (Moonlight, 1993) – возможно, самое загадочное из его произведений. В ней постоянно проводится мысль о том, что человек выключен из общей связи (даже близкие родственники говорят невпопад, как по испорченному телефону).
13 октября 2005 в Стокгольме Пинтеру была присуждена Нобелевская премия по литературе. В официальном сообщении Нобелевского комитета говорилось, что он «вернул театру его основные элементы – замкнутое пространство и непредсказуемые диалоги, где люди оставлены на милость друг друга, и притворство невозможно».
Умер Пинтер 24 декабря 2008 в Лондоне.
Пинтер Г. Сторож и другие драмы. М., 1988
Ответь на вопросы викторины «Псевдонимы...»